Жарияланған күні: 10.09.2019 08:50
Өзгертілген күні: 10.09.2019 10:43

Сегодня созданное по поручению Главы государства Министерство, обладая всеми функциями иинструментами реагирования на внешние риски и вызовы, готово выступить надежным гарантом по защите интересов отечественного бизнеса на международных рынках и национальных интересов в экономических интеграционных процессах.
Наша задача –наладить координацию уполномоченных государственных органов по эффективному управлению и целостному решению вопросов защиты внутреннего рынка, а также полное сопровождение выхода казахстанской продукции на внешние рынки совместно с бизнесом и регионами.
Бахыт Турлыхановичем были обозначены ключевые направления деятельности нашего министерства, позвольте мне подробно остановиться на основных реформах внутренней торговли и политики продвижения несырьевых товаров и услуг.

Министерство сфокусировано на системном и предметном подходе к вопросам развития внутренней торговли.
Первое. Вопросы ценообразования на товары. Всем известно, что согласно законодательству о торговле цены на товары определяются субъектами внутренней торговли самостоятельно.
Исключением является цены на социально значимые продовольственные товары.Сегодня их перечень состоит
из 19 наименований(мука, хлеб, рожки, крупу гречневая, рис, сахар, масло подсолнечное и сливочное, говядина, мясо кур, молоко, кефир, яйца, соль, творог, картофель, морковь, лук репчатый, капуста), 15 из них – продукты питания вторичной переработки.
В целях сдерживания цен на СЗПТ и поэтапного устранения причин их роста Министерством совместно с Министерством сельского хозяйства и МИО проводится масштабная работа.
Установлен размер предельной торговой надбавки на данные товары. Акиматы наделены компетенцией по установлению пороговых значений и предельных цен на СЗПТ.
За превышение предельных цен предусмотрена административная ответственность для субъектов бизнеса в размере 100 МРП.
2 апреля т.г. принят Закон по развитию бизнес-среды и регулирования торговой деятельности, предусматривающий новые условия для стабилизации и сдерживания цен.
Второе. С 16 августа т.г. новые изменения в Правила внутренней торговли предусматривают для отечественных производителейвозможность размещать свои товары во всех торговых объектах.
Для этого предусмотрена обязанность субъектов внутренней торговли предоставлять не менее 30% полочного пространства или торговой площади для наших продовольственных товаров под специальным знаком «Сделано в Казахстане».
Третье. Еще одной мерой для стабилизации цен станет ограничение торговой надбавки на СЗПТ не более 15%.Кроме того, торговые сети теперь не могут взымать вознаграждения (ретро-бонус) с поставщиков этих товаров, а по остальным продовольственным товарам могут устанавливать не более 5%.
Четвертое.В настоящее время Министерством разрабатывается проект Закона по защите прав потребителей, где будут предусмотрены полномочия акиматов и департаментов по защите прав потребителей, а также ответственность субъектов внутренней торговли за их нарушение.
Акиматами формируются и используются резервы стабилизационных фондов (далее – стабфондов), принцип работы которых заключается в закупе продовольственных товаров в период сбора урожая и наибольшего снижения цен и реализация их на внутреннем рынке при сезонном росте цен.
Однако, стабфонды реализуют от 0,05% до 3% товаров от реальной потребности населения, что фактически не влияет на ценообразование.
Учитывая недостаточность данной меры, разработан новый механизм сдерживания цен – предоставление займа субъектам предпринимательства (Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (приказ МСХ).
Теперь у акиматов есть возможность предоставлять льготные займы торговым сетям с установлением для них встречных обязательств реализации СЗПТ по фиксированной цене.
Данный механизм себя уже достаточно зарекомендовал.
Есть положительный опыт прошлого года в городах
Нур-Султан и Алматы, в результате которого обеспечено сдерживание цен на уровне ниже рыночных.
Сдерживание цен будет осуществляться за счет оператора в период с декабря по апрель на 4 основные товарные позиции(лук, картофель, морковь, капуста), которые в наибольшей степени подвержены сезонному росту цен.
Мониторинг цен будет осуществляться еженедельно.В этом году планируется проведение пилотного проекта «оборотной» схемы в 5-х регионах: г. Нур-Султан, г. Алматы, Костанайская, Кызылординская, Алматинская области.
В следующем году планируется реализация «оборотной схемы» по всей Республике и по всем 19 товарным позициям.
Пятое.Для поддержания цены на необходимом уровне нам нужно наладить отечественное производство.Сегодня необходимо увеличить производство мяса птицы и сахара, поскольку практически 50% от потребности составляет импорт.
Также можно констатировать факт недостаточного производствав Республике овощной продукции (морковь, лук, капуста).
В связи с этим, нам важно развивать правильную систему хранения и распределения товаров по регионам.
Для этого Министерством планируется создание торгово-распределительной системы, объединяющей производителей, торгово-логистические компании и ритейлеров, а также рынки и «магазины у дома».
Одним из важных шагов на пути к достижению данной цели является строительство оптово-распределительных центров
в 5 регионах: Жамбылской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях.
Также планируется строительство распределительных центров
в3 регионах: гг. Актобе, Алматы и Семей.
Строительство таких центров создаст инфраструктурный комплекс, позволяющий нам восполнить отсутствие соответсвующих условий хранения, исключения большого количества неэффективных посредников, распределение товаров по их потребности в регионах.

Следующим этапом поддержки отечественных производителей является содействие сбыту казахстанской продукции на внешних рынках.Это еще одна приоритетная задача нашего Министерства.
В целом, по итогам первого полугодия 2019 года общий объем экспорта составил 28 580,5 млн. долл. США, что на 1,24% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (28 943,6 млн. долл. США).
За первое полугодие т.г. экспорт товаров обрабатывающей промышленности составил 7 691,6 млн. долл. США, сократившись на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(7 852,8 млн. долл. США).

В целях продвижения несырьевого экспорта товаров и услуг Министерством за последние несколько месяцев проведена следующая работа.
Первое. Внесены изменения в законодательные акты в части перераспределения части возвратных средств на предоставление льготного кредитования, предэкспортного и экспортного финансирования экспортоориенитированным проеткам несырьевого сектора
Справочно: ПП РК №354 от 14.04.2014, №124 от 11.03.2015, №1276 от 5.12.2014
Второе.Увеличен уставной капита и внедрен механизм государственного гарантирования для АО «ЭСК «KazakhExport»;

Третье. Внесены изменения в Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров (утвержденны приказом МИР от ноября 2015 года № 1128)в части внедрения нового вида возмещения – возмещение транспортных расходов.

Четвертое. Как отметил Бахыт Турлыханович, на базе АО «Центр развития торговой политики» создано «единое окно» QazTrade, которое станет информационно-аналитической и сервисной платформой для бизнеса как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Пятое. Утверждена «Дорожная карта по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг». Особое внимание уделяется внутренним и внешним барьерам, устранение которых позволит сократить негативные факторы и последствия, с которыми сталкиваются отечественные производители и экспортеры при продвижении отечественной продукции на внешние рынки.
Принятые вышеуказанные меры позволят достичь национального индикатора по увеличению объема несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году, 2 раза - к 2025 году.

Кроме того, в целях реализации Послания Главы Государства Министерством начата работа по внедрению новой меры государственной поддержки - механизма акселерации компании.
Данная мера позволит на ранних этапах выявлять потенциальных высокопроизводительных экспортоориентированных субъектов МСБ, с дальнейшим сопровождением по выходу на экспорт и оказанием точечных мер государственных поддержек.
Кроме этого, необходимо отметить важную проблему для экспортеров.
Так, экспортеры сталкиваются с трудностями возврата НДС, многомиллионные средства экспортеров возвращаются годами. В результате чего у экспортеров появляется нехватка оборотных денежных средств, разрыв кассы и т.д.
Министерством начата работа по рассмотрению вопроса применения более простых и быстрых процедур возврата НДС.

Развитие сбыта товаров мы также планируем через электронную торговлю.
Утверждена Дорожная карта по развитию электронной коммерции в Республике Казахстан на 2019-2025 годы, предусматривающая 3основных направления:
1. Наращивание экспорта в электронной торговле;
2. Вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры;
3. Усиление защиты прав потребителей и продвижение электронной торговли.

Сегодня прорабатывается вопрос вывода казахстанских товаров на экспорт посредством электронных торговых площадок.
28 августа 2019 года между Министерством торговли и интеграции и российской компанией Wildberries подписано рамочное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее возможность участия казахстанских экспортеров в международной торговле с использованием каналов элекстронной торговли с выходом на рынки России, ЕАЭС, Восточной Европы.
Достигнута предварительная договоренность о создании в гг. Нур-Султан и Алматы складских комплексов(по 50 тыс. кв. м., общей стоимостью – 30 млрд. тенге)для расширения логистического сообщения между Россией и Казахстаном.
Комплекс данных мероприятий позволит обеспечить взаимные поставки товаров, организовать экспорт казахстанских товаров, транзит товаров через Казахстан, а также станет основой для создания единого пула производителей совместно с нашими соседями для экспорта в другие страны.

Еще одним важным направлением Министерства является обеспечение выского качества и безопасности казахстанских товаров.
В рамках Предвыборной платформы Главой государства было озвучено принятие комплекса мер по защите рынка от некачественной и опасной продукции.
Сконцентрированные в Министерстве инструменты технического регулирования и защиты прав потребителей будутпереориентированы в этом ключе.
Сейчас нами разрабатвается План по повышению качества казахстанской продукции «Сапалы Казахстан», который позволит выстроить прозрачную систему ответственности всех участников рынка, внедрить современные цифровые системы мониторинга, прослеживаемости товаров и обеспечить их инфраструктурную стыковку глобальным вызовам (ЕАЭС, ВТО, ЕС и т.д.) и потребностям общества.

В целом, мы видим, что нужна системная политика планирования промышленности, сельского хозяйства, экспорта и импорта.
В этой связи, обозначенные выше меры позволят качественно исполнить все поручения Главы государства, озвученные в Послании, а также обеспечить защиту национальных интересов во внешней торговле и гарантировать населению качество и доступность цены на потребительские товары.