Жарияланған күні: 05.07.2023 16:21
Өзгертілген күні: 05.07.2023 16:21

В Департаменте государственных доходов по городу Алматы в соответствии с приказом   Департамента «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков» от 28.04.2023г. №771 проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующему направлению: выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности и нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделений Департамента.

 

Руководитель рабочей группы:

Шындали Заңғар Асқарұлы, заместитель руководителя Департамента.

 

  1. Управление персоналом.

 

Функция: Организация конкурсов по приему на работу, составление требований к соискателям и конкурсных вопросов.

Коррупциогенные факторы: Возможность «подстройки» конкурсных требований и предоставление конкурсных вопросов в интересах определенных соискателей. 

Рекомендации: Публикация на интернет-ресурсе Департамента расширенного списка конкурсных вопросов по каждой вакансии перед проведением конкурса, для того чтобы каждый соискатель имел равные возможности при прохождении конкурса.

 

  1. Сбор налогов и иных платежей.

 

Функция: Приостановление расходных операций по расчетным счетам налогоплательщиков.

Коррупциогенные факторы: Несвоевременное выставление РПРО по неисполненным уведомлениям (категория А, в ИС «РВУ/ЕХД»), несвоевременная разблокировка РПРО по исполненным уведомлениям по результатам камерального контроля.

Рекомендации: Усовершенствование информационных систем путем автоматизация следующих процессов: 

- формирование уведомлений №17 по налогоплательщикам, не представившим в установленный срок по всем формам налоговой отчетности путем выгрузки сведений с ИС (КАО, FTP, СОНО, ИНИС); 

- отзыв распоряжений расходных операций по банковским счетам, по которым сформированы уведомления по непредставлению форм налоговой отчетности в случае предоставления налоговой отчетности. 

 

Функция: Переход на специальный налоговый режим «Розничный налог» (СНР РН).

Коррупциогенные факторы: Существующая недоработка информационных систем СОНО, ИНИС и КНП позволяет налогоплательщикам неправомерно производить переход на СНР РН «задним числом», что позволяет им уклониться от штрафных санкций, предусмотренных частью 3 статьи 269 (50 МРП) и частью 5 статьи 275 КоАП РК (15% от суммы оборота за период не постановки на учет по НДС).

Рекомендации: Усовершенствование информационных систем СОНО, ИНИС, КНП в части форматно-логистического контроля, который бы позволял вести верный подсчет количества дней в соответствии со статьей 679 Налогового кодекса РК.  

 

Функция: Внесение данных в декларации на товары после выпуска (КДТ).

Коррупциогенные факторы: Внесение изменений должностными лицами без соответствующего заявления участников внешне-экономической деятельности в определенные графы декларации на товары (ДТ) после выпуска в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, а также иных мер таможенного контроля такие как: меры тарифного и нетарифного регулирования (запреты и ограничения), либо избежание контроля СУР по ценовой информации.

Рекомендации: Усовершенствование информационной системы «АСТАНА-1» путем включения в нее функции согласования внесений изменений в ДТ после выпуска руководителем подразделения.

 

  1. Реализация контрольно-ревизионных функций.

 

Функция: Проведение налоговых проверок.

Коррупциогенные факторы: В ходе проведения налоговых проверок существует вероятность истечения срока исковой давности до завершения проверки. Так, зачастую в ходе проверок возникает необходимость в направлении запросов в иностранные государства, исков в суд по признанию сделок не действительными, запросов по проведению встречных проверок в другие регионы. Отсутствие продление срока исковой давности при проведении налоговых проверок также порождает коррупционную составляющую, так как имеются риски сговора налогоплательщика и проверяющего по намеренному затягиванию срока проведения проверки в целях истечения срока исковой давности по проверяемую периоду. 

Рекомендации: Внесение изменений в законодательные акты, путем дополнения пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса РК «Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию» подпунктом следующего содержания:

- до завершения налоговой (комплексной и тематической) проверки, по налоговым периодам, по которым на дату вручения предписания срок исковой давности не истёк.

 

Функция: Контроль легитимности выпуска декларации на товары (ДТ).

Коррупциогенные факторы: Данная функция в настоящее время возложена на Управление таможенного администрирования ДГД по г.Алматы согласно указания КГД МФ РК №КГД-10-2-18/23006-И от 16.11.2021г. и является дублированием функций других подразделений, осуществляющих таможенный контроль в ходе оформления ДТ. Таким образом, создан дополнительный административный барьер для участников ВЭД.   

Рекомендации: Отмена указания КГД МФ РК №КГД-10-2-18/23006-И от 16.11.2021г. с предоставлением ограниченного доступа к ИС «АСТАНА-1» представителям СВХ, которые будут самостоятельно проверять легитимность выпуска товаров. 

 

Функция: Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов путем зачисления денежных средств на счет временного размещения денежных средств.

Коррупциогенные факторы: В связи с отсутствием автоматизированного учета движения денежных средств на счету временного размещения, имеется риск (в том числе коррупционный) необоснованного возврата (дублирования) сумм обеспечения.

Рекомендации: Модернизация соответствующих модулей ИС «АСТАНА-1» для автоматизации процесса переноса информации (синхронизации) по поступлению/перечислению сумм обеспечения на счет временного размещения денежных средств органа государственных доходов из территориального органа Казначейства МФ РК.