Дата публикации: 13.01.2020 09:14
Дата изменения: 13.01.2020 09:14

Выявлено 1 514 фактов ввоза транзитных товаров из Российской Федерации в Кыргызской Республики и обратно, которые остались на территории РК. Оборот по таким товарам составил 8,2 млрд. тенге, сумма ущерба в виде неуплаты НДС на импорт составила 984 млн. тенге.

По итогам анализа грузов, ввозимых с Кыргызской Республики в Российской Федерации и обратно за 2019 год, выявлено 3,5 тыс. фактов ввоза товаров в адрес фиктивных резидентов Республики Казахстан (ювелирные изделия, валюта, товары народного потребления и др.), оборот по таким товарам составил 12,5 млрд. тенге, сумма ущерба в виде неуплаты НДС на импорт составила 1,5 млн. тенге.

В этой связи, с ноября 2019 года усилен контроль в отношении товаров китайского происхождения и товаров, ввозимых по заниженной стоимости.

В результате к 31 декабря 2019 года проверены 517 автотранспортных средств, из которых в 489 случае (94%) выявлены нарушения несоответствия сведений, указанных в товаросопроводительных документах с фактически перемещаемым товаром.

К примеру, выявлены факты, когда перевозчиком при перемещении товаров одновременно оформлены 2 товаросопроводительных документа с указанием двух адресов грузополучателей, один из которых в Российскую Федерацию (представлен на АПП «Карасу»), второй в Республику Казахстан.  В ходе визуального осмотра на упаковках (тюках) имеется надпись с контактными данными получателей товаров в г. Алматы.

Далее, перевозчиком, по этим же товаром был представлен еще один товаросопроводительный документ (CMR), оформленный как импорт в РК.

Таким образом, при импорте товаров в РК, в целях уклонения от уплаты налогов перевозчик оформил 2 товаросопроводительных документа (CMR), и при въезде в РК на АПП «Карасу» представил CMR с указанием получателей товаров в РФ.

Вместе с тем, с 4 октября текущего года запущен Пилотный проект с использованием навигационных электронных пломб на АПП «Карасу», «Жайсан», «Сырым» а также ДГД по г.Алматы. (до февраля 2020 года).

Всего с начала Пилота установлено – 612 пломб, снято – 548, в пути – 64, (на 494 АТС), в том числе за неделю: установлено – 17 пломб, снято -  28, в пути – 7.

Выявлено:

- 24 фактов отказа от транзита в РФ и КР после навешивания пломб;

- 7 фактов отклонения от маршрута.

Справочно: г. Алматы – 2 АТС на рынках Барыс и Ожет (ТНП и масла для автомобиля), г. Нур-Султан – 2 АТС на рынок Шарын (свежие яблоки и груши), Караганда – 1 АТС рынок Шыгыс (свежие яблоки и груши), Шымкент – 1 АТС, Актобе – 1 АТС - рынок Алматы (ТНП). Перевозчики привлечены к административной ответственности, из них по 4 АТС взыскан НДС на импорт в размере 2,4 млн. тенге.

Перевозчики из Кыргызстана заявили в сопроводительных документах Российскую Федерацию, как конечный пункт следования. Однако, товар (свежие груши и яблоки) оказались на рынках городов Нур-Султан и Караганда. В обоих случаях отправителем выступало одно юридическое лицо.

К примеру, первый случай зафиксирован на рынке «Шарын» г.Нур-Султан. Навигационная пломба сигнализировала об отклонении от заявленного маршрута – фура стояла без движений на протяжении двух дней на территории рынка, о чем диспетчеры сообщили сотрдуникам Управления экспортного контроля КГД. Как выяснилось, машина прибыла на рынок 31 октярбя 2019г.

         3 ноября 2019 г. зафиксирован факт продажи транзитного груза на территоррии рынка. Трос навигационной пломбы был перерезан и дверь прицепа была вскрыта. Сама пломба находилась в железном сейфе кузова. В момент пересечения границы в машине было 19,3 тонн фруктов. К моменту обнаружения его на рынке в столице, он успел продать более 10 тонн.  

         В объяснительной водитель сообщил, что машина и рефрежератор выходили из строя несколько раз по пути следования. Об этом он информировал хозяйку товара. Та, в свою очередь, рекомендовала ему направиться на столичный рынок и реализовать товар. Хозяйка товара из Караганды прибыла в УГД по району Байконур ДГД г.Нур-Султан для дачи пояснений и уплатила суммы НДС.

Второй случай нарушения транзита был выявлен на рынке «Шығыс» г.Караганда. Водитель сообщил диспетчеру сервиса навигационных пломб о поломке авто и принял решение реализовать фрукты в связи с тем, что данный товар является скоропортящимся. После проработки данного вопроса с сотрудниками ДГД по Карагандинской области, администрация рынка взяла на себя обязательства по выплате НДС.

Отметим, что в обоих указанных случаях отправителем являлось одно юридическое лицо из Кыргызской Республики. 

        

Относительно транзита из РФ в КР

ДГД по Актюбинской области был установлен факт срыва навигационной пломбы, которое было опломбировано 10.11.2019 года на пункте пропуска «Сырым» на транспортное средство марки DAF.

Водитель сорвал указанную пломбу, а также выгрузил перевозимый товар в районе рынка «Достык» в городе Актобе без ведома сотрудников УЭК ДГД тем самым изменил схему маршрута следования. Данный перевозимый товар согласно товарно-транспортной накладной направлялся транзитом в Кыргызскую Республику. По итогам контроля взыскано в бюджет 2,5 тыс. тенге НДС на импорт с ЕАЭС.

ДГД по г.Шымкент было установлено автотранспортное средство КАМАЗ, которое перевозило «запчасти на Камаз» из РФ в КР, однако оказался на складе в г.Шымкент.  По итогам контроля взыскано в бюджет 800 тыс. тенге НДС на импорт с ЕАЭС.  

В целом, за данные нарушения водители будут привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.573 КоАП. Им придется выплтатить штрафы в размере 20 МРП.

Справочно: применение навигационных пломб позволит дополнительно упростить таможенные процедуры и снизит административную нагрузку на бизнес за счет исключения физических мер контроля в виде досмотров и физических сопровождений.