Дата публикации: 18.09.2019 09:40
Дата изменения: 18.09.2019 09:40

На Ваше рассмотрение представлен проект Закона «О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы», разработанный на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2024 года.

Главным принципом формирования проекта бюджета является последовательная реализация курса и задач, поставленных перед страной на среднесрочный период в рамках Стратегического плана развития до 2025 года.

Остановлюсь на выполнении основных задач в контексте проекта бюджета.

Задача: обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджета

Базовый макроэкономический сценарий, заложенный в основу планирования республиканского бюджета обеспечивает поступательный рост ВВП, снижение среднегодового коридора инфляции до 3-5% в 2022 году.

Дефицит бюджета на 2020 год запланирован на уроне 2,1% от ВВП со снижением до 1% в 2022 году.

Проектом бюджета не предусмотрено привлечение целевого трансферта из Национального фонда.

Продолжая реализацию новых социальных инициатив и развитие регионов,  гарантированный трансферт, по поручению Елбасы, в 2020-2021 годах увеличен на 1,1 трлн. тенге

С 2022 года он будет поэтапно снижаться до 2 трлн. тенге.

В законопроекте он предусмотрен в сумме  2,7 трлн. тенге в 2020-2021 года и 2,6 трлн. тенге в 2022 году.

Объем ненефтяных поступлений на 2020 год запланирован в размере 7,5 трлн. тенге, с ростом к плану текущего года на 1 трлн. тенге или на 15%.

В текущем году по сравнению с 2018 годом, он увеличен на 1,2 трлн. тенге.

Увеличение объема ненефтяных поступлений свидетельствует об укреплении устойчивости налоговых поступлений.

Ключевыми факторами изменений стали увеличение темпов развития экономики, улучшение таможенного и налогового администрирования, и их цифровизация.

Работа в данном направлении продолжается путем интеграции комплекса налоговых и таможенных информационных систем.

При этом поступления КПН от малого и среднего бизнеса переданы в базу местных бюджетов.

Снижение дефицита, рост доходов от ненефтяного сектора и ограниченное использование средств Национального фонда позволит поэтапно снизить ненефтяной дефицит в 2020 году до 7,0% к ВВП и до 5,1% к ВВП в 2022 году.

         В целом, доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в трехлетнем периоде составят:

         в 2020 году – 8,0 трлн. тенге или 10,7% к ВВП;

         в 2021 году – 8,6 трлн. тенге или 10,6% к ВВП;

в 2022 году – 9,4 трлн. тенге или 10,6% к ВВП.

Задача: фискальная децентрализация и повышение самостоятельности регионов

Для усиления экономических стимулов акимов, расширения их финансовой самостоятельности и ответственности в решении вопросов социально-экономического развития регионов, при формировании проекта бюджета осуществлена передача на местный уровень поступлений КПН от субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом переданные поступления составили 1,4 трлн. тенге, из них на 2020 год 403 млрд. тенге.

Усиление налогового потенциала территорий осуществляется одновременно с пересмотром объемов трансфертов общего характера и передачей в базу местных бюджетов ряда расходов, ранее финансировавшихся целевыми трансфертами.

В целом в базу МИО переданы расходы в объеме 2,6 трлн. тенге, в том числе в 2020 году 729 млрд. тенге.

Так, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечения равных фискальных возможностей на 2020-2022 годы предусмотрены субвенции в сумме 6,8 трлн. тенге, из них на 2020 год – 2,2 трлн. тенге.

Расходы в виде целевых текущих трансфертов и трансфертов на развитие в трехлетнем периоде составят 3,6 трлн. тенге, из них 1,4 трлн. тенге в 2020 году.

В целом в 2020 году регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 3,6 трлн. тенге, это порядка 28% от общих расходов бюджета.

Уважаемые депутаты, хочу акцентировать ваше внимание, что в Послании народу Казахстана, Главой государства поручено освободить компании микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доходы сроком на три года.

После проработки Правительством механизма реализации поручения, возможны некоторые изменения в параметрах бюджета. О них мы подробно доложим при рассмотрении бюджета на заседаниях рабочей группы. 

Задача: рационализация бюджетных расходов

При формировании проекта бюджета, в реализацию поручений Президента проведена работа по целому ряду направлений.

- оптимизация имиджевых расходов;

- сокращение числа государственных заданий с переводом их на конкурентные механизмы госзакупок и оптимизацией расходов;

- переориентация неэффективных расходов на приоритетные направления.

* * *

В целях реализации обозначенных выше задач, приоритетными направлениями государственных расходов остаются:

1) социальная модернизация и повышение качества государственных услуг;

2) модернизация и диверсификация экономики;

3) качественное обновление инфраструктуры жизнеобеспечения.

Расходы республиканского бюджета в 2020 году составят 12,7 трлн. тенге, с ростом на 809 млрд. тенге к плану текущего года (2021 г. – 13,2 трлн. тенге, 2021 г. – 13,6 трлн. тенге).

* * *

Социальная модернизация и повышение качества государственных услуг

Социальная направленность бюджета сохранена. Расходы социального блока в трехлетнем периоде составят 18,2 трлн. тенге, из них на 2020 год 5,7 трлн. тенге или 44,7% от общего объема расходов.

К 2022 году этот показатель составит 47,6%.

Основная доля социальных расходов приходится на социальное обеспечение и оказание социальной помощи гражданам страны.

Так, в планируемом периоде на данное направление запланировано 11 трлн. тенге, из них в 2020 году – 3,4 трлн. тенге.

Значительную долю указанных расходов составляют социальные выплаты, на что в трехлетнем периоде предусмотрено 10,7 трлн. тенге, из них в 2020 году – 3,3 трлн. тенге.

К уровню 2019 года расходы на социальные выплаты увеличены на 304,4 млрд. тенге.

Расходы бюджета будут направлены на выплату пенсий с опережением уровня инфляции на 2% и пособий с индексацией пропорционально уровню инфляции.

В целях создания эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью разработан План мероприятий по обеспечению прав и улучшения качества жизни инвалидов.

В трехлетнем бюджета на его реализацию запланировано
58,2 млрд. тенге, из них на 2020 год – 18,9 млрд. тенге.

В предстоящем периоде продолжится работа по реализации Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек», на что в 3-х летнем период запланировано 186 млрд. тенге, из них на 2020 год – 82,8 млрд. тенге.

Расходы на систему здравоохранения на 2020-2022 годы составят 4,7 трлн. тенге, из них в 2020 году – 1,5 трлн. тенге или с ростом на 319,7 млрд. тенге к уровню текущего года.

Указанный рост в основном связан с переходом на ОСМС и увеличением заработной платы медицинских работников в рамках ГОБМП.

В целом, объемы расходов на оказание медицинской помощи на 2020-2022 годы составят 4,1 трлн. тенге, из них в 2020 году – 1,3 трлн. тенге, что выше уровня текущего года на 216,6 млрд. тенге.

         С 2020 года планируется осуществить реализацию новой Государственной программы развития здравоохранения на 2020-2025 годы.

Так, на реализацию Госпрограммы предусмотрены средства в сумме 336,5 млрд. тенге на 2020-2022 годы, из них на 2020 год – 71,8 млрд. тенге на:

- увеличение заработной работы медработникам в рамках ГОБМП – 66,6 млрд. тенге;

- внедрение персонализированной и превентивной медицины в РК» - 5,1 млрд. тенге.

На продолжение строительства онкологического центра в
г. Нур-Султан в проекте бюджета предусмотрено 56,9 млрд. тенге, из них на 2020 год – 45,2 млрд. тенге.

На развитие системы образования и науки в проекте бюджета на 2020-2022 годы предусмотрено 2 трлн. тенге, в том числе на 2020 год – 570,0 млрд. тенге.

Основные расходы бюджета в 2020 году в сфере образования в сумме 230 млрд. тенге направлены на подготовку квалифицированных специалистов с техническим и профессиональным, высшим и послевузовским образованием для отраслей экономики.

В целях реализации поручения Первого Президента, разработан проект Закона «О статусе педагога» на реализацию которого в бюджете предусмотрено 453,5 млрд. тенге, в том числе на 2020 год – 94,6 млрд. тенге.

С 2020 года планируется осуществить полномасштабное внедрение подушевого финансирования среднего образования.

В трехлетнем периоде на его реализацию предусмотрено
224 млрд. тенге, из них на 2020 год – 54,5 млрд. тенге

В целях обеспечения до конца 2022 года строительства новых студенческих общежитий, в проекте республиканского бюджета планируются расходы по вводу 75 тысяч мест в трехлетний период, из них в 2020 году – 20 тысяч мест.

         Президентом поставлена задача по решению трехсменного обучения и устранения аварийных школ до конца 2022 года.

Расходы на данные цели в сумме 286,8 млрд. тенге, из них в 2020 году – 87,1 млрд. тенге переданы в базу местных бюджетов.

На науку, по всем государственным органам, в 2020 году расходы увеличены на 49% и составляют 63,7 млрд. тенге, в целом на три года заложено 211,8 млрд. тенге.

В целях реализации поручений Елбасы и Главы Государства, в рамках расходов республиканского бюджета, на поддержку молодежи предусмотрено 167,2 млрд. тенге, из них на 2020 год – 70,4 млрд. тенге, которые направлены на:

- строительство арендного жилья - 7,2 млрд. тенге;

- реализацию программы «Жас кәсіпкер» - 13,4 млрд. тенге (обучение, инновационные гранты, гранты для реализации новых бизнес идей);

- реализацию программы «С дипломом – в село» - 15,8 млрд. тенге;

- на повышение стипендий за волонтерскую деятельность – 3,2 млрд. тенге; 

- на реализацию программы «Жас маман» - 27,8 млрд. тенге;

- увеличении научных грантов для молодых ученых - 3 млрд. тенге.

На развитие культуры и спорта на 2020-2022 годы предусмотрено 304,7 млрд. тенге, из них на 2020 год – 120,1 млрд. тенге, что выше уровня текущего года на 24,8 млрд. тенге.

Данные расходы направлены на обеспечение функционирования театров, музеев, библиотек и архивов, поддержку и развитие спорта, подготовку кадров, развитие туризма, производство фильмов, а также важных национальных проектов.

В целях повышения заработной платы работникам культуры, в настоящее время осуществляется подготовка необходимых расчетов. Вопрос дополнительного финансирования предлагается рассмотреть совместно с депутатаским корпусом.

На реализацию важных национальных проектов в бюджете предусмотрено 3,8 млрд. тенге. Это празднование 175-ления Абая, юбилея Аль-Фараби, 25-летия Конституции и Ассамблеи народа Казахстана.

По Министерству информации и общественного развития  на 2020 - 2022 годы  запланировано 190,5 млрд. тенге, из которых на 2020 год приходятся 65,1 млрд. тенге, что выше уровня 2019 года на 5,0 млрд. тенге.

Увеличение расходов связано с приобретением лицензионных прав на трансляцию Олимпийских игр Токио – 2020, трансляцией Чемпионата Европы по футболу и проведением Года волонтера «Barimiz birge» в 2020 году.

* * *

Модернизация и диверсификация экономики, качественное обновление инфраструктуры жизнеобеспечения

В среднесрочном периоде по данному направлению предусмотрено 4,9 трлн. тенге, из них на 2020 год – 2,0 трлн. тенге или 16% к общим расходам бюджета.

В целях продолжения работы по диверсификации экономики, развитию технологических цепочек, повышения производительности труда в рамках ГПИИР в республиканском бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено 289 млрд. тенге, из них на 2020 год – 195,4 млрд. тенге.

Данные средства будут направлены на долгосрочное лизинговое финансирование, на финансирование новых проектов индустриализации, поддержку несырьевого экспорта, кредитование, а также на привлечение инвестиций, и развитие инноваций в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности.

На льготное финансирование АО «НУХ «Байтерек» предусмотрены расходы в общей сумме - 194,8 млрд. тенге, из них в 2020 году – 134,8 млрд. тенге.

В целях поддержки развития предпринимательства Государственная программа «Дорожная карта бизнеса» продлена до 2025 года.

Для реализации финансовых и нефинансовых мер поддержки бизнеса из республиканского бюджета до 2025 года потребуется 271,4 млрд. тенге, из них в 2020-2022 годах будет выделено более 54% от этой суммы или 146,1 млрд. тенге (2020 год – 48,4 млрд. тенге, 2021 год – 50,3 млрд. тенге, 2022 год – 47,4 млрд. тенге).

В рамках средств бюджета будет продолжено укрепление позиций базовых отраслей на мировых рынках.

Министерству сельского хозяйства для развития аграрного сектора на трехлетний период предусмотрены 1,0 трлн. тенге, из них на 2020 год – 357,6 млрд. тенге.

На продолжение реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса в 2020 году предусмотрены средства в сумме 291,8 млрд. тенге.

В рамках программы будет продолжено субсидирование субъектов АПК в объеме 156,8 млрд. тенге, в том числе:

 - инвестиционное субсидирование - 66,5 млрд. тенге;

 - субсидирование ставок вознаграждения 82,5 млрд. тенге.

Для кредитования сельхозтоваропроизводителей на проведение весенне-полевых и уборочных работ предусмотрено 70 млрд. тенге, капитализацию АО «НУХ «КазАгро» для кредитования приоритетных направлений АПК - 30 млрд. тенге.

На реализацию Программы жилищного строительства «Нұрлы жер» запланировано на трехлетний период 359,0 млрд. тенге, из них на 2020 год – 245 млрд. тенге.

На строительство и приобретение местными исполнительными органами арендного жилья без выкупа для социально-уязвимых слоев, малообеспеченных многодетных семей из числа очередников и работающей молодежи предусмотрено 90 млрд. тенге.

На развитие газотранспортной системы в течение трех лет планируется выделить 123,8 млрд. тенге, в том числе на 2020 год – 43,2 млрд. тенге на реализацию 45 проектов, из которых 40 - продолжающиеся и 5 – новые.

В текущем году завершается строительство магистрального газопровода «Сарыарка», который охватит 171 населенный пункт и обеспечит «голубым топливом» порядка 2,7 миллиона человек.

Вопрос по строительству газораспределительных сетей решается за счет выделения финансовых средств из республиканского и местных бюджетов. Также прорабатывается вопрос привлечения инвесторов в целях снижения нагрузки на бюджет.

В республиканском бюджете на 2020-2022 годы на строительство газораспределительных и внутриквартальных сетей Карагандинской области и г. Нур-Султан предусмотрено 67,9 млрд. тенге.

Главой Государства в своем выступлении на Съезде партии «Нұр Отан» была отмечена ключевая роль пригородов и окраин крупных городов, таких как, Нур-Султан, Алматы и Шымкент, в формировании центров экономического роста страны.

В целях создания более комфортной среды для проживания и улучшения качества жизни жителей регионов, в том числе моно – и малых городов, продолжается работа по модернизации и строительству социальных и инженерных объектов.

На эти цели в республиканском бюджете в 2020-2022 годах предусмотрено по 30 млрд. тенге ежегодно.

В проекте республиканского бюджета на 2020-2021 годы на реализацию проекта «Ауыл – Ел бесігі» предусмотрено по 30 млрд. тенге ежегодно, без распределения средств по регионам.

Данные расходы позволят провести модернизацию инфраструктуры и довести до региональных стандартов 3 477 сел. 

В рамках Послания Главы государства народу Казахстана в целях доведения до 100 млрд. тенге расходов на обеспечение питьевой водой сельского населения на трехлетний период запланировано 113,3 млрд. тенге.

 В республиканском бюджете на 2020 год предусмотрено 67,8 млрд. тенге, за счет местных бюджетов будет выделено 32,2 млрд. тенге.

Данные расходы в 2020 году позволят увеличить доступ к централизованному водоснабжению сельских населенных пунктов до 63,4%.

На городское водоснабжение и водоотведение на трехлетний период запланировано 123,1 млрд. тенге, из них на 2020 год – 47,2 млрд. тенге.

Данные расходы в 2020 году позволят увеличить доступ населения к централизованному водоснабжению в городах до 97,5%.

На развитие транспортной инфраструктуры в 2020-2022 годах планируется выделить 1,4 трлн. тенге, из них в 2020 году – 541,4 млрд. тенге.

Из них на развитие автодорожной отрасли предусмотрено 449,3 млрд. тенге.

Для улучшения внутререгиональной мобильности на ремонт и реконструкцию местной сети автодорог предусмотрено 116,4 млрд. тенге на 2020 год.

С учетом расходов местных бюджетов затраты на данные цели будут доведены до 200 млрд. тенге.

В 2020 – 2022 годах на реализацию Государственной программы «Цифровой Казахстан» предусмотрены расходы в общей сумме 63,2 млрд. тенге, из них в 2020 году – 32,3 млрд. тенге.

* * *

На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях, на трехлетний период предусмотрено 4,3 трлн. тенге, из них на 2020 год – 1,5 трлн. тенге.

* * *

Таковы основные параметры проекта республиканского бюджета, который сформирован с учетом задач, поставленных Елбасы и Главой государства, а также документов Системы государственного планирования.

* * *

На реализацию мероприятий, озвученных в Послании Главы государства от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» в республиканском бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено 6,8 трлн. тенге, из них на 2020 год 2,4 трлн. тенге.

Дополнительная потребность на 2020 год из бюджета составляет 23,9 млрд. тенге, в том числе:

- расширение направлений программы «С дипломом - в село» - 4,2 млрд. тенге;

- повышение заработной платы работникам культуры - 4,7 млрд. тенге;

- бюджетные кредиты на модернизацию и ремонт жилого фонда – 15,0 млрд. тенге.

Данные расходы предлагается рассмотреть в стенах Парламента.

Кроме того, ведутся расчеты и проводится работа по выработке механизмов по АСП, освобождению компании микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доходы и по ряду других мероприятий, поправки по которым также предлагается рассмотреть в ходе обсуждения проекта бюджета в Мажилисе Парламента.

Уважаемые депутаты!

С 2017 года Счетным комитетом проводится предварительная оценка проекта бюджета, кроме того не так давно мы защитили отчет в Парламенте. Мы постарались критически оценить все замечания. Коротко доложу о результатах проделанной работы.

Первое. Разработан план действий на случай реализации пессимистического сценария развития экономики.

Второе. Выработаны дополнительные меры по увеличению ненефтяных доходов, связанные с совершенствованием налогового администрирования.

Третье. Усовершенствован механизм решения проблемы трехсменных и аварийных школ, дефицита ученических мест.

Четвертое. Пересмотрены подходы к планированию расходов на закуп лекарственных средств.

Пятое. В целях повышение эффективности использования средств, прорабатывается вопрос осуществления казначейского сопровождения субсидирования в АПК.

Шестое. В рамках реализации Госпрограммы «Нұрлы жер» применен дифференцированный подход при распределении расходов для регионов, с учетом их реальной потребности.

Седьмое. Обеспечено содержательное наполнение «Базы исследований», размещенной в информационно-правовой системе нормативных правовых актов «Әділет», с расширением доступа к ней.

Восьмое. По отдельным субъектам квазигосударственного сектора, в пояснительную записку включены сведения о показателях результатов деятельности.

Девятое. Пересмотрены критерии системы управления рисками при таможенном контроле.

Десятое. Продолжается работа по совершенствованию бюджетного законодательства.

Принимаются все необходимые меры по обеспечению прозрачности, открытости и доступности бюджетных документов и данных.

Над отдельными рекомендациями нам еще предстоит кропотливая работа, и мы вместе с заинтересованными органами будем реализовывать.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Мы открыты к конструктивному диалогу, поскольку цели Парламента, Правительства, Счетного комитета и всех нас как граждан Казахстана едины – обеспечить процветание и высокий уровень развития страны.

На заседаниях рабочей группы и комитетов мы предоставим всю интересующую Вас информацию по проекту трехлетнего бюджета и ответим на Ваши вопросы.

Благодарю за внимание!