- Департаменты по регионам
- Астана
- Алматы
- область Ұлытау
- Шымкент
- область Жетісу
- Акмолинская область
- область Абай
- Актюбинская область
- Алматинская область
- Атырауская область
- Восточно-Казахстанская область
- Жамбылская область
- Западно-Казахстанская область
- Карагандинская область
- Костанайская область
- Кызылординская область
- Мангистауская область
- Павлодарская область
- Северо-Казахстанская область
- Туркестанская область
Рейтинг «Doing Business-2020»
24 октября 2019 года Всемирный банк опубликовал очередной ежегодный отчет по легкости ведения бизнеса «Doing Business-2020».
Общая позиция Казахстана в рейтинге – 25 место поднялся на 3 пункта, 28 место в 2019 году.
I. По индикатору «Налогообложение» Казахстан на 64 месте, снижение на 8 позиций, 56 место в 2019г.
Данный индикатор включает следующие показатели:
- платежи (количество в год)
- время (часы в год)
- общая ставка налогов и взносов
- индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов
Справочно: КПН, НДС, ИПН, СН, налог на транспортные средства, земельный налог и взносы в НПП, ОСМС, ГФСС, ОПВ.
Показатели |
DB 2020 |
DB 2019 |
Отклонение +/- |
Количество выплат в год |
10 |
7 |
+ 3 |
Время (часы в год) |
186 |
182 |
+ 4 |
Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли) |
28,4 |
29,4 |
- 1 |
Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (0-100) |
48,9 |
48,85 |
не изменилось |
Количество выплат в год
Данный показатель отражает общее количество уплаченных налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты, частоту подачи отчетности в год по основным налогам и обязательным социальным отчислениям с ФОТ.
№ п/п |
DB 2020 |
DB 2019 |
1 |
КПН |
КПН |
2 |
НДС |
НДС |
3 |
Соц.налог |
Соц.налог |
4 |
Налог на транспорт |
Налог на транспорт |
5 |
Земельный налог |
Земельный налог |
6 |
налог, плата за эмиссию в окружающую среду |
налог, плата за эмиссию в окружающую среду |
7 |
взнос в НПП «Атамекен» |
взнос в НПП «Атамекен» |
8 |
ОСМС |
- |
9 |
Государственный фонд соц.страхования |
- |
10 |
Пенсионные отчисления |
- |
Время (часы в год)
Индикатор налогообложения измеряет время, необходимое для подготовки, подачи и оплаты трех основных видов налогов и взносов в часах (КПН, НДС, налоги с ФОТ и социальные платежи). По данным опроса, налогоплательщиками на подготовку всей необходимой информации, подачу и выплату КПН, налогов и пошлин на оплату труда и НДС затрачиваемое время: 55 часов для КПН, 78 часа для налогов на рабочую силу и взносы и 53 часа для НДС.
На снижение позиции по данному индикатору повлияли дополнительные выплаты и обязательные отчисления (ОСМС, пенсионные отчисления, ГФСС), которые увеличили время на исполнение обязательств с 74 часов до 78 часов.
Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли)
Не смотря на ухудшение позиции в рейтинге, общая налоговая нагрузка для бизнеса снизилась на 1%.
С 1 января 2018 года снижена ставка Социального налога с 11% до 9,5% (ст.485 НК РК) и социальных отчислений с 5% до 3,5% (п.1 ст.14 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» № 405 от 25.04.2003г.)
Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (возврат НДС)
С 1 января 2019 года введен новый порядок возврата превышения НДС для налогоплательщиков, которые используют контрольный счет по НДС на добровольной основе (Статья 433 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), где возврат НДС производится в течение 15 вместо 55 дней, без проведения проверки и применения системы управления рисками.
Так, органами государственных доходов в ходе пилотного проекта на основании данных, имеющихся в информационных системах налоговых органов (в т.ч. ИС Астана- 1; ИС СОНО; ИС ЕХД, ИС ЦУЛС, ИС ЭСФ, ИС НДС Блокчейн), в автоматическом режиме в течение 15 дней, без проведения проверки был произведен возврат НДС 6-ти пилотным налогоплательщикам применяющих КС НДС.
II. Индикатор «Международная торговля»
По индикатору «Международная торговля» Казахстан на 105 место, снижение на 3 позиции 102 место в 2019 г.
Данный индикатор включает все временные и денежные затраты, связанные с экспортом и импортом товаров (на разрешительные документы от государственных органов, оформление брокерами таможенной документации, погрузку, транспортировку и выгрузку товаров и т.д.).
№ п/п |
Показатели |
DB 2020 |
DB 2019 |
Отклонение +/- |
Экспорт |
|
|||
1 |
Время на экспорт: приграничный и таможенный контроль (часы) |
105 |
105 |
не изменилось |
2 |
Стоимость экспорта: приграничный и таможенный контроль (долл.США) |
470 |
470 |
не изменилось |
3 |
Время на экспорт: оформление документов (часы) |
128 |
128 |
не изменилось |
4 |
Стоимость на экспорт: оформление документов (долл.США) |
200 |
200 |
|
Импорт |
|
|||
5 |
Время на импорт: приграничный и таможенный контроль (часы) |
2 |
2 |
не изменилось |
6 |
Стоимость импорта: приграничный и таможенный контроль (долл.США) |
0 |
0 |
не изменилось |
7 |
Время на импорт: оформление документов (часы) |
6 |
6 |
не изменилось |
8 |
Стоимость на импорт: оформление документов (долл.США) |
0 |
0 |
не изменилось |
В настоящее время нами ведется работа по внедрению механизма «Единого окна по экспортно-импортным операциям»
Справочно: ИС «Единое окно» позволит получать электронные разрешительные документы и лицензии; ряд услуг в таможенной сфере будет переведен в электронный формат; возможность просмотра НПА.
С 27 марта текущего года введен в эксплуатацию внешний портал «Единого окна» по экспортно-импортным операциям.
С 29 марта текущего года введен в эксплуатацию компонент в сфере средств защиты растений для МСХ РК.
С 19 апреля текущего года введен в эксплуатацию компонент в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия для КООЗ МЗ РК.
Внедрение ИС «Единое окно» позволит сократить финансовые и временные затраты бизнеса, что соответственно повлияет на улучшение позиции Казахстана в рейтинге «DoingBusiness».
III. По индикатору «Разрешение неплатежеспособности» Казахстан на 42 месте, снижение на 5 позиций, 2019 год - 37 место.
Данный индикатор включает следующие показатели:
- коэффициент возврата средств (центов за доллар);
- время (в годах);
- стоимость (% от стоимости объекта недвижимости);
- индекс эффективности нормативно-правовой базы (0-16);
- конечный исход процесса (0 баллов, если активы предприятия продаются по частям и 1 балл, если предприятие продолжает функционировать).
Показатели |
DB 2019 |
DB 2019 |
Отклонение +/- |
коэффициент возврата средств |
38,9 |
38,9 |
не изменилось |
время (в годах) |
1,5 |
1,5 |
не изменилось |
стоимость (% от стоимости объекта недвижимости) |
15,0 |
15,0 |
не изменилось |
конечный исход процесса (0 баллов, если активы предприятия продаются по частям и 1 балл, если предприятие продолжает функционировать) |
0 |
0 |
не изменилось |
индекс эффективности нормативно-правовой базы (0-16) |
14,5 |
15 |
- 0,5 |
В целях реализации рекомендаций в 2018 году внесены поправки в Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в части разделения кредиторов на категории и раздельного голосования при одобрении плана реорганизации.
Новый порядок голосования по одобрению плана реабилитации (реорганизации) отражен в статье 26-1 Закона.
Закон устанавливает следующие условия:
- кредиторы, имеющие право участвовать в голосовании по одобрению плана реабилитации (реорганизации) разделены на категории;
- каждая категория кредиторов голосует отдельно: обеспеченные кредиторы и необеспеченные кредиторы. При голосовании обе категории кредиторов обладают одинаковыми правами, закон устанавливает единый порядок голосования и подсчета голосов для кредиторов.
Вместе с тем, при установлении разделения кредиторов на категории и раздельного голосования при одобрении плана реорганизации исключена норма Закона, согласно которой в одобрении плана реабилитации могут участвовать только те кредиторы, чьи интересы затронуты планом реорганизации.