
Инвестиция тарту мәселесі біздің еліміз үшін стратегиялық маңызды мәселе.
Тұңғыш Президент - Елбасы Н.Ә.Назарбаев назар аударғандай, тікелей шетелдік инвестициялар – Қазақстанға деген сенімділік және тұрақтылығы мен жетістіктерінің көрсеткіші ретінде әлемдік қауымдастықтың бағасы болып табылады.
Тәуелсіздік жылдары біздің экономикамызға 300 млрд. доллардан астам инвестиция тартылды.
Вместе с тем в последние годы наблюдается волатильность в динамике привлекаемых инвестиций.
На фоне глобального снижения уверенности инвесторов в развивающихся экономиках усиливается конкуренция в борьбе за инвесторов.
Поэтому для нас особенно важно выстроить эффективные механизмы для привлечения инвестиций.
Нужно пересмотреть всю инфраструктуру в этой сфере.
К сожалению, прямые иностранные инвестиции в несырьевые секторы не достигают и 5% от общего объема.
Аскар Узакпаевич, по Вашему поручению была создана специальная Рабочая группа для выработки предложений по данному вопросу.
Произведен детальный анализ существующих механизмов, определены узкие места, обозначены причины неэффективности текущей деятельности.
На данный момент отсутствует общая координация действий и кооперация госорганами и другими между инвестагентами.
Формированием инвестклимата занимаются министерства, нацкомпании, акиматы и другие.
Но все они действуют разобщено.
Не используются уникальные для нашего региона инструменты, созданные в МФЦА.
Нет достаточного количества привлекательных проектов, оформленных и представленных в понятном для мирового инвестсообщества формате.
Работа по продвижению инвестиционного имиджа страны за рубежом еще далека от должного уровня.
Системные недочеты необходимо решать кардинальным пересмотром существующей архитектуры по привлечению инвестиции.
Рабочей группой, с вовлечением всех заинтересованных госорганов и нацкомпаний, был выработан новый подход в работе по привлечению инвестиций.
Были учтены мнения сторон и сформирована общая позиция.
Краеугольным камнем Новой архитектуры будет Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-Министра РК.
За ним на законодательном уровне будут закреплены полномочия по предоставлению особых условий реализации стратегических инвестиционных проектов.
В состав Совета войдут Первый заместитель ПМ РК, заместитель ПМ РК по вопросам инфраструктурного развития, первые руководители ключевых министерств (МЮ, МИД, МНЭ, МИИР, МЭ, МСХ, МВД), Национального банка, МФЦА, национальных управляющих холдингов, нацкомпаний, НПП «Атамекен», а также Председатель специализированной судебной коллегии Верховного Суда
РК, заместитель генерального прокурора РК, заместитель председателя КНБ РК.
МФЦА будет определен единым центром по координации работы по привлечению инвестиции и продвижению инвестиционного имиджа Республики Казахстан.
Он станет Региональным инвестиционным хабом.
Там также будет централизованно оказание услуг инвесторам по принципу «одного окна» и формирование единого пула инвестиционных проектов.
АО «Kazakh Invest» будет передан в доверительное управление Администрации МФЦА.
Будет создана единая информационная система формирования и сопровождения проектов («Фабрика Проектов»)
Важно подчеркнуть, что омбудсменом по инвестициям будет назначен Премьер-Министр Казахстана.
Будут приняты меры по дальнейшей либерализации визового и миграционного режима с внедрением современных цифровых технологий.
Будет расширена география прямых авиасообщений г. Нур-Султан с международными финансовыми центрами.
Совместно с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой будут выработаны предложения по дальнейшему улучшению инвестклимата, защите прав инвесторов и обеспечения верховенства закона.
Проекты Постановления Правительства и соответствующей Дорожной Карты отработаны и находятся на стадии принятия.
Продвижение проектов, в рамках Новой архитектуры, будет следующим:
На первом этапе – централизованный сбор всех потенциальных инвестпроектов в Региональном инвестиционном хабе («Фабрике проектов»).
На втором этапе – обработка и анализ проектов на базе «Kazakh Invest» с привлечением экспертов МФЦА и консультантов. Приведение проектов в
понятные для иностранных инвесторов форматы.
Третий этап – продвижение готовых, «упакованных» проектов, используя имеющиеся каналы МФЦА и инфраструктуры МИДа.
Четвертый этап – заключение контрактов на базе Инвестиционного хаба с использованием юридической инфраструктуры МФЦА.
Предлагается реализовать данную архитектуру в следующие сроки:
1. В месячный срок закончить подготовительный этап, с принятием всех необходимых НПА и передачей АО «Казах Инвест» в доверительное управление Администрации МФЦА.
2. Презентовать Новую архитектуру в рамках Астанинского экономического форума 16 мая т.г., с последующим полноценным информационным сопровождением.
3. Провести первое заседание Координационного совета по вопросам привлечения инвестиций в начале июня.
Предлагаемые меры позволят консолидировано и оперативно формировать пакеты инвестиционных субсидий для инвесторов и начать комплексную работу по увеличению объемов чистых прямых инвестиций.
Повышение темпов притока инвестиций – необходимый элемент для обеспечения роста ВВП на уровне 5% и достижения стратегических целей государства.