Дата публикации: 11.01.2016 20:08
Дата изменения: 11.01.2016 20:08

11 января 2016 года в 15.00 в Департаменте госдуарственных доходов по г.Алматы был проведен семинар для граждан Республики Казахстан на тему "По легализации имущества и денег физических лиц". Представляем доклад Руководителя Управления разъяснительной работы ДГД по г.Алматы Азимшайык Едиль Сериковича.

 

ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ДЕНЕГ

Уважаемые участники семинара!

 

Всех приветствую! В первую очередь хотелось бы поздравить с прошедшими праздниками и приступить к докладу!

Как Вам известно, 13 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон по вопросам легализации имущества, который в конструктивном порядке определил новые подходы в процедурах ее осуществления.

В связи с продлением срока настоящего Закона (до 31 декабря 2016 года), по данному вопросу в департамент государственных доходов по городу Алматы продолжают поступать многочисленные вопросы, касающегося акции по легализации. Также необходимо отметить, что в настоящее время в Южной столице данная акция проходит в какой то мере медленным темпом. На основании поступающих вопросов можно сделать выводы, что заметной преградой в этом важном деле является незнание и различное толкование положений Закона «Об амнистий граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией имущества», а самое главное, непонимание сути легализации.

В сегодняшнем семинаре касаемо легализации я хотел бы ответить на 3 главных вопроса – почему надо легализовать имущество и какие могут быть последствия для тех лиц, которые не легализовали свое имущество, какие гарантии дает государство для субъектов легализации, и каким образом легализовать имущество.

И так, почему необходимо легализовать имущества и какие могут быть последствия для тех лиц, которые не легализовали свое имущество?

Как сказал глава государства в своем послании, «Легализация – последний шанс, потом никаких поблажек не будет. Легализация - это последний акт перед всеобщей декларацией». То есть, это последний шанс выйти из тени. Больше такой возможности не будет.

Одним из вопросов в ходе начального этапа всеобщего декларирования будет подтверждение легальности происхождения доходов, в том числе на которые приобретены имущества.

После завершения данной акции (31.12.2016 г.) вся информация по зарубежным счетам и по недвижимым имуществам по всему миру будет перепроверяться. Не все знают, что Казахстан со 2 мая 2011 года является  членом Страсбургской Конвенции  «Об отмывании, выявлении, изьятии и конфискации доходов от преступной деятельности», которую подписали порядка 90 стран, из них 29 так называемые «оффшорные зоны», на подходе и другие страны. В рамках данной конвенции, страны договорились обмениваться любой информацией, касающейся уплаты налогов, друг с другом.

Обмен сведениями между налоговыми органами включает в себя в том числе и одновременный налоговый контроль и взаимное участие в налоговых проверках. Статья 1 конвенции включает в себя и взаимную помощь по взысканию задолженностей по уплате налогов.

Информацию налоговики разных стран могут предоставлять друг другу по запросу и автоматически.

Автоматически казахстанские налоговики будут информированы, если кто-нибудь из стран - участниц конвенции заподозрит, что некий гражданин пытается нанести нашей стране “налоговый убыток”. Например, если казахстанский “мистер Х” вывел деньги из РК, то налоговики страны - конечного пункта известят казахстанских коллег: “К нам такой-то товарищ перевел такую-то сумму денег. Он у вас точно налоги заплатил?” И попадет товарищ “мистер Х” под пристальное внимание казахстанских властей.

Второй случай автоматического предоставления информации: если лицо, имеющее налоговые обязательства, платит налог по сниженной ставке или освобождается от уплаты налога в первой стране, что влечет за собой повышение налога или необходимость уплаты налога в другой стране.

Ну и, наконец, самое главное: если налоговики в стране - участнице конвенции заподозрят, что перетоки денег между казахстанским налогоплательщиком и его компаньоном за рубежом, проходящие через одну или несколько стран или компаний, - способ уклониться от налогов или увести деньги в офшоры (где налогообложения гораздо ниже). Кроме того, казахстанским службам поступит информация и в том случае, если налоговые службы другой страны усмотрят, что экономия за счет уменьшения налоговых платежей - результат искусственных перечислений прибылей внутри групп или предприятий.

В общем, теперь перечислить деньги или потратить их в любой другой стране бесконтрольно вряд ли получится. В случае чего, налоговики какой-нибудь офшорной зоны с удовольствием помогут взыскать с нарушителя казахстанского законодательства все невыплаченные налоги и штрафы.

В рамках данной Конвенции не будет составлять трудностей проверить  зарубежные счета и недвижимое имущество, находящееся зарубежом.       

Поэтому предоставляется уникальная возможность всем гражданам страны воспользоваться преимуществом легализации, то есть, показывая все доходы ввести в законный оборот имеющееся имущество, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов при переходе ко всеобщему декларированию.

То есть, если имущество в законном порядке легализовано, то никакие уголовные дела не будут заводиться, не будут конфискованы имущества.

И здесь я хотел бы остановиться на следующем вопросе – какие гарантии дает государство субъектам легализации?

В новых поправках Закона о легализации предусмотрены дополнительные гарантии субъектам легализации, то есть в восьми законодательных актах Республики Казахстан, связанных с легализацией имущества, внесены изменения и дополнения. Это – Уголовный кодекс РК, КоАП РК, Закон «О борьбе с коррупцией», Гражданский кодекс, и т.д. Например, согласно ст. 5 настоящего Закона, субъекты легализации освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Факт легализации имущества, а также сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества в соответствии с настоящим Законом, не могут быть использованы в рамках уголовного дела, дела об административном правонарушении и дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений. Таким образом, субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов.

Вместе с тем, субъект легализации может предоставить сведения о легализации для приобщения к уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Легализованное имущество не может быть конфисковано.

Также, лицо не может быть привлечен к административной ответственности за непредставление декларации физическим лицом или представление неполных, недостоверных сведений в декларации.

Гарантии, предусмотренные Законом, предоставляются исключительно в пределах легализованного имущества и распространяется на деяния, совершенные субъектом легализации и (или) другим лицом до 1 сентября 2014 года. Сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой тайной в соответствии с законодательством. За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность по статье    223   Уголовного кодекса Республики Казахстан (до 2 лет лишения свободы). Таким образом, для субьектов легализации нет никаких основании для беспокойствия о правовых последствиях в будущем.

Кроме того, предусмотрена налоговая амнистия, которая распространяется на доходы и имущества, полученные до 1 сентября 2014 года и легализованы. То есть, прекращается налоговое обязательство по представлению декларации и уплате ИПН по доходам, который является источником формирования легализованных денег, имущества, а также к доходам от использования имущества от использования имущества до его легализации.

Легализация недвижимого имущества возможна только в случае его расположении на земельном участке, являющегося собственностью заявителя при его соответствии строительным стандартам. Также закон освобождает субьектов легализации за совершение административных правонарушений, указанные в статьях 237 «Незаконное строительство», 239 «Эксплуатация обьектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию», 253 «Использование земель не по целевому назначению» КоАП РК. Исходя из этого, использование земельных участков собственниками или землепользователями с нарушением целевого назначения земельного участка, правил застройки и эксплуатации не является препятствием для легализации этого недвижимого имущества и земельного участка.

И так, эти преимущества легализации являются причиной, почему необходимо легализовать. Однако многие зададутся вопросом, как можно легализовать имущество?

В настоящее время, после внесенных изменений, легализация имущества существенно упрощены и во многих случаях не требуют внесения сбора за легализацию.

Для узаконения имущества, находящегося на территории РК и оформленного должным образом, в том числе оформленное на другое лицо, достаточно сдать в органы государственных доходов специальную декларацию и соответствующие документы. Перечень необходимых документов регламентирован в ст. 10 Закона о легализации имущества (копия удостоверения личности, нотариально заверенные правоустанавливающие документы легализуемого имущества, также иные документы и сведения, прилагаемые по желанию субъекта легализации).

В свою очередь, в комиссию при акиматах на местах, субъекты легализации будут обращаться только в отношении легализации недвижимого имущества, находящегося на территории РК и не оформленного должным образом. В данном случае, согласно ст. 7 п. 1. настоящего Закона, субъекту легализации необходимо предоставить в комиссию по месту нахождения недвижимого имущества: заявление, копию удостоверения личности, заключение аттестованного эксперта и технический паспорт объекта недвижимости. Сборы за легализацию недвижимого имущества на территории Республики Казахстан настоящим Законом не предусмотрены. Оплата необходимо только за изготовление техпаспорта объекта недвижимости и заключение аттестованного эксперта на соответствие объекта строительным нормам и правилам.

Сбор, в размере 10% от легализуемых денег взимается только в случае, если субъект легализации не хочет переводить деньги в банковский счет. При этом, нами не будет проверятся наличие денежных средств. Здесь необходимо отметить, что достоверность сведений обеспечивает только лицо, легализующий имущество.

Также сбор уплачивается со стоимости имущества, находящегося зарубежом, в том числе оформленное на другое лицо. Это недвижимое имущество, ценные бумаги иностранных компаний и доли участия иностранных юридических лиц. Здесь, надо особо отметить, что стоимость имущества определяется субъектом легализации самостоятельно.

По всем остальным объектам легализации, это недвижимое имущество в РК, в том числе оформленное на другое лицо, доли участия в казахстанских предприятиях, ценные бумаги в РК, деньги внесенные в банковские счета.

Также изменено условие, при котором запрещено легализовывать имущество. Если раньше Закон не распространялся для лиц, у которых имелись вступившие в законную силу приговор суда по некоторым статьям уголовного кодекса или постановление о наложении административного взыскания, то эта норма изменена и дана возможность легализовать лицам, у которых эти приговоры, постановления сняты или погашены.

Все эти изменения привели к упрощению легализации, при этом, введена специальная декларация, которую необходимо предоставить в органы государственных доходов на бумажном носителе. Но многие могут спросить как это будет выглядить на практике.

Здесь необходимо отметить, основными документами, которые необходимы во всех случаях, кроме легализации имущества, находящегося в РК и ненадлежащим образом оформленное, будут специальная декларация и копия удостоверения личности. При этом,

-         в случае легализации денег путем их внесения (перевода) в банковский счет – нотариально засвидетельствованную копию справки о подтверждении внесения (перевода) денег на текущий счет;

-         в случае легализации денег без их внесения на текущий счет - копию квитанции об уплате сбора.

-          В случае легализации денег, расположенных на банковском счете, открытом не для целей легализации, дополнительно нотариально засвидетельствованную копию договора банковского счета (вклада)

-         в случае легализации имущества, находящегося за рубежом - копию квитанции об уплате сбора, нотариально засвидетельствованную копию правоустанавливающего документа;

-         в случае легализации имущества, находящегося за рубежом - копию квитанции об уплате сбора, нотариально засвидетельствованную копию правоустанавливающего документа, также нотариально засвидетельствованную копию договора о безвозмездной передаче собственности. В случае легализации ценных бумаг, доли участия субъектом легализации может быть представлен иной документ, выданный соответствующим органом или организацией иностранного государства, подтверждающий право собственности. В случае легализации имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан, которое передано в доверительное управление имуществом (траст) в другие организации, у которых с субъектом легализации имеются договорные отношения, соглашения и обязательства по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих ему, субъектом легализации могут быть представлены нотариально засвидетельствованные копии соответствующих документов;

-         в случае легализации имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, оформленного на другое лицо, нотариально засвидетельствованную копию договора о передачи права собственности на имущество от другого лица субъекту легализацию.

Документы, оформленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский или русский язык.

Для приема специальной декларации и документов, в органах государственных доходов, выделены специалисты.

Проядок приема деклараций будет следующим:

Специалист при приеме деклараций будет смотреть на правильность заполнения, в случае правильности заполнения, составляет опись представленных документов, вносит сведения о декларации в специальный журнал и присваивает номер. При этом порядковые номера декларации и описи должны совпадать. Опись оформляется в 2-х экземплярах, первый экземпляр выдается субъекту легализации, второй - прикладывается к представленным субъектом легализации документам.

По результатам рассмотрения, выносится решение о приеме декларации либо об отказе.

Причем в случае несоблюдения субъектом легализации порядка, условий и сроков представления декларации, а также требований к легализуемому имуществу территориальное подразделение  выдает письменный отказ в приеме декларации с указанием причины в течение пяти рабочих дней с даты представления декларации.

В случае ненаправления территориальным подразделением субъекту легализации письменного отказа специальная декларация считается принятой.

Основанием для отказа в приеме декларации является:

1) представление неполного пакета документов, установленного  настоящей Инструкцией;

2) наличие в представленных документах подчисток и исправлений;

3) несоответствие представленных документов требованиям законодательства Республики Казахстан к таким документам.

Документы, представленные на легализацию имущества, подлежат возврату с указанием причин возврата.

При устранении причин, послуживших основанием для возврата документов, представленных на легализацию имущества, субъект легализации вправе повторно подать декларацию на проведение легализации имущества в течение установленного срока легализации.

При отказе в легализации, вручается нарочно письмо за подписью руководителя  территориального подразделения с указанием причин возврата с приложением подлинников документов, ксерокопии подлинников подшиваются в дело субъекта легализации.

При этом, для соблюдения тайны о легализации, в письме не будут содержаться сведения о виде имущества, представленного для легализации.

В письме указывается количество представленных на легализацию документов и количество листов в документах, указанных в описи.

При принятии решения о принятии декларации и легализации имущества руководитель территориального подразделения и специалист в соответствующей декларации указывают свои данные и подписывают с указанием даты и отметки о принятии декларации и заверяют его гербовой печатью территориального подразделения.

После этого, специалист вносит соответствующие сведения в Журнал и Реестр легализованного имущества.

Также необходимо отметить следующие моменты:

По начисленным и уплаченным сборам будет вестись лицевые счета;

По ошибочно или излишним уплаченным суммам возможен возврат по заявлению субъекта декларации.

Легализации не подлежат: имущество, право на которое оспаривается в судебном порядке, деньги, полученные в качестве кредитов, имущество, подлежащие передаче в пользу государства, также жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, завершенных за счет бюджетных средств, и т.д.

Спасибо за внимание! Надеюсь сегодняшняя встреча будет полезной для Вас.