
В 2018 году в отдельных отраслях экономики сохранился положительный темп роста.
Этому способствовали диверсификация экономики, реализация государственных программ «Нұрлы жол», «Нұрлы жер», развитие агропромышленного комплекса, а также постепенное восстановление внутренней потребительской активности.
Также положительное влияние на экономику оказали рост инвестиций в основной капитал. Их объем вырос на 17%.
Значительный рост инвестиций наблюдается в таких отраслях, как промышленность-– 27%, строительство - 21%, операциях с недвижимым имуществом - 20%, сельское хозяйство - 14%.
В результате темп роста ВВП составил 4,1%.
Исполнение республиканского бюджета в таких макроэкономических условиях характеризуется следующими показателями.
Доходы перевыполнены на 2,3%, в бюджет поступило 5,8 трлн.тенге.
Налоги в сравнении с 2017 годом выросли на 17,5%, или в бюджет дополнительно поступило на 846 млрд.тенге больше.
Исполнение расходов составило 99,8%, или
9,6 трлн.тенге.
Доля социальных расходов в республиканском бюджете составила 44% (2017г. - 34%).
Дефицит бюджета сложился на уровне 729 млрд.тенге.
Это на 17,5% ниже плана и составил 1,2% к ВВП.
Теперь хотелось бы более подробно остановиться на основных вопросах, озвученных при рассмотрении Отчета.
ПО ДОХОДАМ
При обсуждении отчета Правительства были затронуты такие системные вопросы, как расширение налогооблагаемой базы, рост переплаты, а также недопущение авансовых платежей.
Главная роль в увеличении налоговых поступлений отведена цифровизации процедур налогово-таможенного администрирования.
Основная цель цифровизации – непрерывный мониторинг передвижения товаров от импорта (производителей) до их реализации потребителю.
Эта работа начата в 2018 году через такие информационные системы, как «АСТАНА-1», «Маркировка товаров», «Электронные счета-фактуры», «Система управления рисками», модуль «Виртуальный склад».
Проведение онлайн-мониторинга передвижения товаров предоставляет возможность увеличения объемов налоговых поступлений и снижения теневой экономики.
В результате работы этих информационных систем в консолидированный бюджет поступило налогов в размере 18,6% к ВВП (план 16,9%).
В информационной системе «Система управления рисками» для снижения объема недоимки разработана модель по выявлению рисков на основе данных электронных счетов-фактур.
Эта модель позволяет пресечь незаконную деятельность налогоплательщиков, имеющих высокий риск до появления недоимки.
Еще один важный вопрос - это объем переплаты (1,7 трлн.тенге), их рост, авансовые платежи.
Более 80% переплаты приходится на налог на добавленную стоимость.
В целях повышения прозрачности администрирования налога на добавленную стоимость с 1 января текущего года в пилотном режиме запущена информационная система «Администрирование НДС с применением технологии Blockchain».
Мы надеемся, что данная система позволит обеспечить гарантированный возврат НДС налогоплательщикам и снижение суммы переплаты.
Исполнение плана налоговых поступлений путем авансирования действительно имело место в предыдущие годы. Для их предотвращения в конце 2018 года был принят соответствующий приказ.
Введение понятия «налоговый разрыв» мы детально обсудим на рабочей группе. Во избежание различных интерпретаций необходимо иметь четкую методологию его расчета.
ПО РАСХОДАМ
При рассмотрении отчета были заданы важные вопросы по использованию бюджетных средств.
Это разрыв между собой стратегического и бюджетного планирования, а также некачественное планирование индикаторов.
Эти вопросы поднимаются ежегодно.
Государственные органы утверждают стратегические планы на 5 лет. Однако планирование расходов бюджета все еще осуществляется затратным методом, т. е. формируется на основе итогов прошлого года.
Поэтому нам необходимо в целом кардинально изменить подход к процессу бюджетного планирования.
При планировании бюджета в первую очередь будут проанализированы стратегические направления и цели государственных органов.
Во-вторых, будет проведена оценка влияния запрашиваемых расходов на экономику и социальную ситуацию.
В-третьих, для достижения результата администраторам бюджетных программ будет предоставлена самостоятельность в вопросах управления бюджетными средствами.
Эти меры будут отражены в Бюджетном кодексе.
Кроме этого, в соответствующих рабочих группах рассматриваются основные государственные программы с точки зрения эффективности применения мер государственной поддержки.
Также будет проанализирована деятельность подведомственных организаций государственных органов, их необходимость или возможность передачи их в конкурентную среду, в том числе будут пересмотрены и государственные задания, на которые расходуются миллиардные бюджетные средства.
В рабочих группах при рассмотрении были затронуты вопросы об эффективности выделяемых субсидий на сельское хозяйство и своевременного получения их конечными получателями.
В настоящее время по Министерству сельского хозяйства половина субсидий автоматизированы.
До конца текущего года мы планируем распространить процесс автоматизации на все виды субсидий.
Теперь что касается структуры отчета Правительства, то в нем имеется вся необходимая информация, такие, как стратегические направления, целевые индикаторы, освоение бюджетных программ и выполнение их прямых, конечных результатов. Однако в отчете они представлены поотдельности. Поэтому очень трудно провести сравнительный анализ.
В этой связи рассмотрим возможность изменения структуры годового аналитического отчета Правительства, представляемого в Парламент.
Одна из ежегодно затрагиваемых проблем – это остатки на счетах субъектов квазигосударственного сектора.
В прошлом году, согласно бюджетному законодательству, в случае наличия экономии остатков на счетах данных субъектов, им была предоставлена возможность использования их на другие проекты.
Но эта норма полностью не решает проблему.
Поэтому на рабочей группе по совершенствованию бюджетного процесса обсуждается норма по использованию средств, находящихся на счетах субъектов квазигосударственного сектора, неиспользуемых на протяжении многих лет, на другие проекты.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
При обсуждении отчета особое внимание было уделено росту государственного долга и долга квазигосударственного сектора.
Главная задача перед Правительством - это сохранение объема государственного долга на безопасном уровне.
Для этого мы рассчитываем возможную долговую нагрузку на десятилетний период с учетом ожидаемых доходов бюджета и роста оциальных выплат.
Государственный долг на конец отчетного года остался на минимальном уровне. Его объем составил 25,8% к ВВП.
Внешний правительственный, гарантированный, квазигосударственный долг составил 35,9 млрд. долл.США.
Это на 4 млрд.долл. меньше в сравнении с 2017 годом.
Таковы основные показатели республиканского бюджета за 2018 год и пути решения озвученных Вами важных вопросов.
При рассмотрении отчета было высказано более 200 вопросов и предложений по всем отраслям экономики. Мы постарались ответить на все вопросы.