
Доклад Первого вице-министра финансов Республики Казахстан Шолпанкулова Б.Ш. на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства», 29 мая 2019 года.
Глава государства в сентябре прошлого года на открытии третьей сессии шестого созыва Парламента отметил необходимость совершенствования процедур реабилитации и банкротства.
Во исполнение поручения министерством разработан проект Закона.
На сегодня процедуру банкротства проходят порядка 4 тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий – в стадии реабилитации.
Фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше.
Действующий Закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.
В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом.
Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта.
Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам.
Аналогично при применении реабилитации.
В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник - является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности.
В этой связи, законопроект направлен на упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, а также сокращение сроков проведения процедур и упрощенную ликвидацию бездействующих должников.
Первое. Упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства
Законопроект предлагает применять реабилитацию при наличии неисполненных обязательств свыше трех месяцев и «положительном» балансе.
В свою очередь, суд может объявить предприятие банкротом, если будет установлен факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления, как свидетельства несостоятельности субъекта.
Таким образом, устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуры реабилитации и банкротства.
Кроме того, законопроект предоставляет возможность реабилитироваться индивидуальным предпринимателям, которые сейчас могут только идти на банкротство.
На практике есть и другие проблемы. Так, утверждение плана реабилитации не гарантирует продолжение текущей деятельности компании.
Отсутствует прямая норма о снятии арестов со счетов и имущества.
Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации.
В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом установлен временный запрет для ее применения.
Так, предусмотрено ограничение по повторному применению реабилитационной процедуры, если не истекло шесть месяцев с момента прекращения предыдущей.
Второе. Сокращение сроков проведения процедуры банкротства
Для сокращения сроков законопроектом предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов.
За счет этого ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.
Кроме того, законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.
Отдельно необходимо отметить оптимизацию составов преступлений за преднамеренное и ложное банкротство. Законопроектом предложено заменить имеющиеся составы на новый «Причинение имущественного ущерба интересам кредиторов путем обмана или злоупотребления доверием».
Диспозиция нового состава позволяет привлечь должностных лиц банкрота к уголовной и административной ответственности за факт вывода имущества в ущерб интересам кредиторов.
Также предложено привлекать к субсидиарной ответственности контролирующее должника лицо. В настоящее время закон не позволяет привлекать к ответственности лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось.
Третье. Упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства
На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности (по времени и ресурсам).
Для их закрытия законопроект предлагает упрощенную процедуру ликвидации должников без привлечения администратора.
Это позволит быстро и без излишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность.
Таковы основные аспекты рассматриваемого законопроекта.
Ожидается, что предлагаемые инициативы позволят активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства, а также сократят сроки и расходы на проведение процедуры банкротства, что положительно отразится на коэффициенте возврата долга