
Одним из упрощений в таможенном законодательстве для участников ВЭД является условный выпуск товара. Содержание условного выпуска товаров раскрывается в статье 200 ТК союза и статье 301 Кодекса, которая предусматривает три основания для отнесения товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, к условно выпущенным. Это товары, в отношении которых:
1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;
2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 296Кодекса, после выпуска товаров;
3) применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
Условно выпущенные товары, ограниченные к использованию и распоряжению в связи с дополнительным представлением документов, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Условно выпущенные товары предполагают определенные сроки, в течение которых они находятся под таможенным контролем и могут использоваться с ограничениями.
Соответственно, в рассматриваемом случае таможенная очистка по товарам не завершена в соответствии с требованиями по осуществлению таможенной процедуры.
На основании статьи 553 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» за пользование и (или) распоряжение ограниченными в пользовании и (или) распоряжении товарами, а также условно выпущенными товарами и транспортными средствами в иных целях, чем те, которые предусмотрены таможенным законодательством Республики Казахстан, в том числе в связи с которыми были предоставлены такие льготы, –
влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после:
представления документов, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 296 Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.
При осуществлении таможенного контроля выявлены следующие нарушения таможенного законодательства:
1. При наличии сертификата соответствия, но отсутствия корректировки
декларацию на товары участники ВЭД начинают реализацию товара, находящуюся под условным выпуском;
2. Таможенные представители от своего имени заполняют заявления на условный выпуск, при проведении проверки устанавливается факт реализации продукции, при этом участник ВЭД указывает, что он не знает о запрете на реализацию продукции, так как таможенный представитель не уведомил его об этом;
3. Намеренное нарушение таможенного законодательства, так как сумма штрафа иногда ниже суммы по получению сертификата соответствия;
4. В ходе осуществления мероприятии по таможенному осмотру помещений и территорий ТОО отсутствуют по адресам, указанным в обязательствах. Также, декларанты в обязательствах указывают юридические адреса компании, а не места хранения товаров.
В целях осуществления контроля при применении условного выпуска на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления разработан механизм по определению условно-контрольного срока предоставления документов подтверждающих соответствие товаров в 2 месяца, в независимости от срока, заявленного декларантом или таможенным представителем в гр. 44 декларации на товары.
Управление таможенного контроля ДГД по г.Алматы