Дата публикации: 02.10.2018 10:35
Дата изменения: 02.10.2018 10:35

Снижение административных барьеров

 «Об улучшениях в сфере налогообложения и разрешения неплатежеспособности»

По индикаторам «налогообложение» и «разрешение неплатежеспособности» в 2018 году достигнуты 50 и 39 места, т.е. рост на 10 пунктов по первому показателю и снижение на 2 пункта по второму показателю.

24 мая 2018 года Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные Акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» от 24 мая 2018 года № 156-VI ЗРК, внесены изменения в Налоговый кодекс.

Налогообложение

Упрощена процедура постановки на регистрационный учет по НДС путем подачи налогового заявления о регистрационном учете по НДС на бумажном носителе в явочном порядке, в электронной форме через кабинет налогоплательщика или е-gov портал Правительства, при государственной регистрации ЮЛ в национальном реестре бизнес-идентификационных номеров.

До 2018 года постановка на учет была только явочно с проведением обследования.

Предусмотрено с 2019 года сокращение сроков возврата НДС до 15 рабочих дней при применении налогоплательщиками контрольного счета НДС на добровольной основе.

Ранее срок проверки был установлен 55 рабочих дней или 155 календарных, при определенных условиях.

Кроме вышеназванных поправок с 2019 года, с целью улучшения налогового климата приняты значительные изменения в Налоговый кодекс:

1.      налоговые проверки стали трёхвекторными. Это значит, что все объекты предпринимательства будут условно поделены на три категории: "зелёную" – добросовестную, которая не нуждается в проверках; "жёлтую", которую будут проверять выборочно, и "красную" – требующую контроля (будет применяться СУР);

2.      сокращение количества оснований для проведения внеплановых налоговых проверок с 34 до 12

3.      интернет торговля освобождается на 5 лет от уплаты подоходного налога, при условии, если торговля будут проводиться в безналичной форме, договор между продавцом и потребителем будет электронным и наличие договора аренды или собственной службой доставки товаров;

Много изменений для малого бизнеса и физических лиц

4.      для предпринимателей, применяющих патент снижена ставка налога с 2% до 1%, за счет отмены социального налога, кроме предпринимателей, осуществляющих торговлю (для них ставка - 2% (ИПН)

5.      для субъектов малого и среднего предпринимательства с 2020 года сократится срок исковой давности для МСБ с 5 до 3 лет;

6.      для физических лиц предусматривается освобождение от уплаты ИПН при прощении задолженности перед банком;

7. и самая весомая норма о том, что все неясные и неточные нормы Налогового кодекса будут толковаться в пользу налогоплательщика.

А также принятые другие нормы, которые прежде всего сокращают количество проверок, администрирование строится на камеральном контроле

Проводимая работа ДГД по улучшению налогового климата для бизнеса

Все вышеназванные изменения незамедлительно принимаются в работу Департаментом что позволило добиться положительных результатов.

  1. Сокращения количества проводимых налоговых проверок.
  2. Сокращения выставленных уведомлений.
  3. Упрощение процедур регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
  4. Упрощение    процедуры прекращения деятельности ИП без проверки.
  5. Ежегодно растет количество электронных пользователей.
  6. Упрощения процедуры постановки на учет по НДС.

 

С 1 августа 2018 года на портале egov.kz появилась новая услуга по оплате всех налогов и обязательных платежей в бюджет без необходимости авторизации и подписания ЭЦП. Ранее на портале «электронного правительства» были доступны для уплаты только три вида налогов для физических лиц: налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.

Инструкция по оплате налогов на портале «электронного правительства» egov.kz

Для оплаты на портале еgov.kz необходимо пройти в раздел «Налоги и финансы» - «Платежи» - «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет» и заказать услугу, нажав на «Оплатить онлайн». После введения ИИН/БИН налогоплательщика, наименования органа государственных доходов, суммы платежа, кода бюджетной классификации, система автоматически предложит перейти в раздел оплаты налога. После завершения всей процедуры будет предоставлен электронный чек, подтверждающий факт оплаты.

Вместе с тем, также сообщаем, что на следующий день после просрочки, сверх суммы долга будет начисляться пеня. Ее размер составит 1,25-кратную официальной ставки рефинансирования, которая установлена НБ РК.

С началом практического этапа выполнения  Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстан  Н.А. Назарбаева, открыт путь к достижению казахстанской мечты - стать одной из 30 нации – лидеров ХХI века.

Здесь большой объем работы связан с третьим реформаторским направлением – комплексом преобразований по обеспечению индустриализации и экономического роста. 

Важное значение в этом направлении имеют меры, направленные на улучшение таможенного администрирования, а также механизмы их реализации. В рамках введения Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования ИС АСТАНА-1 (ASYKUDA) обеспечено внедрение цифровых технологий, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.

Внедрение Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования АСТАНА-1 (ASYKUDA) также обусловлено реализацией пункта №3 «Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации. Плана нации 100 конкретных шагов современного государства» программы озвученной Президентом РК Н.Назарбаевым перед органами государственных доходов, шаги с 37-39? А также Посланием Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года 10 задач (4-ая задача, «Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры»).

Главой государства были поставлены задачи оптимизации налоговых и таможенных политик и процедур, ведения принципа «Одного окна» при прохождения таможенных процедур экспортерами и импортерами, развития системы электронного декларирования, а также сокращения количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки.

ИС ASYKUDA – модернизированная платформа ASYCUDA World ЮНКТАД ООН внедрена в 95 странах (Грузия, Молдова, Украина, Великобритания, Франция, Нидерланды, Центральная и Юго-Восточная Европа), имеет позитивную оценку в рейтинге Doing Business, соответствует нормам и стандартам ВТамО и ВТО. Внедрение программы ИС «Астана-1» по оформлению товаров и транспортных средств в первую очередь направлено на упрощение процедур для УВЭД.

Преимущества внедрения:

- Интеграция с Государственной базой данных «Е-лицензирование»;

- Отслеживание времени и статуса электронных документов;

- Более 1000 форматов Е-документов;

- Многократное использование Е-документов;

- Форматно-логический контроль;

- Интегрированный таможенный тариф;

- Автоматический расчет таможенных платежей и налогов,

- Интеграция всех процессов на единой технологической платформе;

- Сокращение времени на ввод и обработку данных – ИТТ и ФЛК;

- Мониторинг, отчеты и статистика в реальном времени;

- Взаимодействие с другими системами (ИНИС, ИКПП, ЕАЭС и т.д.).

Система включает такие функции как: саморегистрация, удаленное Е-декларирование, безбумажные товаросопроводительные документы, эл. платежи, возможность выбора таможенного поста и места доставки товара. ИС «Астана-1» создаст основу Единого окна, призванного обеспечить эффективное взаимодействие всех контролирующих ведомств в реальном времени. Модули программы смогут сами определить достоверности предоставляемых документов, определить подлинность штампов и печати.

ИС «АСТАНА-1» предоставляется пользователям на безвозмездной основе. В скором будущем ИС «АСТАНА-1» будет интегрироваться с информационными системами других государственных органов, по принципу «Е-окно». В настоящее время УВЭД нет необходимости приходить на таможенный пост.

В ИС «АСТАНА-1» прием декларации на товары (далее – ДТ) осуществляется в круглосуточном режиме. Контрольные функции за выпуском ДТ осуществляются в установленное рабочее время, в соответствии с регламентом работы таможенных постов. Форматно-логический контроль позволяет осуществлять проверку полноты ввода данных в режиме реального времени. Автоматический выбор «коридоров» в системе управления рисками (далее – СУР) позволяет определить последовательность действии уполномоченных должностных лиц таможенного поста при совершении таможенной очистки товаров. Автоматическая регистрация деклараций в ИС АСТАНА-1 и возможность автоматического выпуска деклараций при отсутствии рисков по «зеленому коридору» позволяет минимизировать прямой контакт между УВЭД и сотрудниками органов государственных доходов и положительно влияет на снижение коррупционных рисков.

 

 

ДГД по г.Алматы за 9 месяцев 2018 года в отношении должностных лиц ДГД по г. Алматы зарегистрировано – 29 досудебных расследований по фактам совершения коррупционных и должностных преступлений, что на 8% больше чем за аналогичный период 2017 года – 26 дел.

Самостоятельно УВБ ДГД зарегистрировано – 7 дел, 11 - другими правоохранительными органами и 11 – совместно с УВБ ДГД.

Кроме этого, самостоятельно УВБ Департамента выявлено – 10 уголовных правонарушений в отношении иных лиц в том числе:

- 5 дел – по фактам дачи взятки должностным лицам ДГД;

- 5 – по фактам мошенничества.

Вместе с тем, ДГД по г.Алматы проводятся совместные мероприятия с органами антикоррупционной службы. Так, за период 2018 года по зарегистрированным материалам уголовных дел совместно с ДКНБ и ДНБПК по г. Алматы привлечено к уголовной ответствености – 9 должностных лиц ДГД (5 – налоговой службы, 4 - таможенной службы).

Положительным примером являются самостоятельно выявленные УВБ Департамента за истекший период 2018 г. и направленные в суд - 4 дела по ст. 367 «Дача взятки» сотрудникам УГД Жетысуского р-на – 3, в УГД Бостандыскского р-на – 1 дело, а также  1 – дело по факту вымогательства денежных средств в сумме 70 000 долларов США за не привлечение к уголовной ответственности «лжесотрудниками» СЭР Департамента.

Так, в ходе совещания было рассмотрено представление по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и других нарушений закона по уголовному делу в отношении сотрудников ДГД по городу Алматы Чиркова В.Ю., Калиева Ж.А. и Нагманова Е.Р. которые используя свое служебное положение, путем мошенничества завладели денежными средствами Серещева С.А. в сумме 10 тысяч долларов США. При этом, были озвучены комплекс мер, направленных на недопущение подобных фактов впредь.

В рамках проводимой работы, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе, коррупционных, на постоянной основе осуществляется контроль и выявление участков, наиболее уязвимых к проявлениям коррупции, путем проведения внутреннего анализа рисковых зон, с дальнейшей выработкой механизма по их устранению.

Так, за проступки, дискредитирующие государственную службу (ст. 50 Закона «О госслужбе РК»), с начала года привлечены - 10 должностных лиц Департамента (таможенного поста «Жетысу» - 3, УГД Бостандыкского и Ауэзовского р-на по - 2, таможенного поста «Алмалы ЦТО», «Алматы ЦТО» и СЭР Департамента по – 1 соответственно).

В целях усиления персональной ответственности руководителей за действиями подчиненных, совершивших коррупционные правонарушения, принимаются строгие меры дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Обеспечение указанных мер в отношении руководителей также озвучено на заседании Комиссии при Президенте, прошедшем 28 марта 2018 года по итогам принимаемых мер по противодействию коррупции в органах государственных доходов.

В Департаменте также усилена профилактическая работа, направленная на воспитание «нулевой» терпимости к любого рода проявлениям коррупции, ведется разъяснительная работа среди коллектива о мерах и степени ответственности за допущенные проступки, разработана и доведена до всего личного состава Департамента Памятка по противодействию коррупции. Осуществляется выезд в исправительные учреждения, а также, демонстрируются видеоролики, где осужденные и отбывающие срок бывшие коллеги, раскаиваются в содеянном и предупреждают о неизбежных последствиях за любого рода проявление коррупции.  Всего с начала года было осуществлено 2 выезда, с привлечением 35 специалистов.

В дальнейшем, в ДГД по г. Алматы будет усилена работа по недопущению коррупционных правонарушений среди должностных лиц и проведению действенной профилактики, а также выявление фактов системной коррупции, с целью очищения от неё собственных рядов.

Управления внутренней безопасности ДГД по г. Алматы напоминает, что в случае если Вы столкнулись с неправомерными действиями со стороны должностных лиц районных управлений государственных доходов, таможенных постов, службы экономических расследований, а также ДГД по г. Алматы Вы можете обращаться круглосуточно по телефонам «горячей линии» 8-727-2995073, или 87074135922.

Департамент государственных доходов по г.Алматы