Дата публикации: 10.10.2018 11:14
Дата изменения: 10.10.2018 11:24

В Налоговым кодексе от 10 декабря 2008 года № 99-IV пунктом 1 статьи 200 предусматривалось, если нерезидент имеет более одного постоянного учреждения нерезидент вправе был уплачивать корпоративный походный налог совокупно по группе постоянных учреждений этого юридического лица-нерезидента через одно из его постоянных учреждений. В этом году в Налоговом кодексе от 25.12.2017г. №120-VI ст. 653 данный пункт исключен.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 220 Налогового кодекса, если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается место деятельности в Республике Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, независимо от сроков осуществления деятельности.

При оказании услуг, выполнении работ на территории Республики Казахстан, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, постоянным учреждением признается место оказания услуг, выполнения работ через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 220 Налогового кодекса несмотря на положения пунктов 1 и 2 данной статьи, в случае если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан через зависимого агента, то такой нерезидент будет рассматриваться как имеющий постоянное учреждение в связи с любой деятельностью, которую зависимый агент осуществляет для этого нерезидента, независимо от сроков осуществления такой деятельности.

Согласно подпунктам 57) и 67) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса определено, что налогоплательщик - лицо и (или) структурное подразделение юридического лица, являющиеся плательщиком налогов и платежей в бюджет; лицо - физическое лицо и юридическое лицо; физическое лицо - гражданин Республики Казахстан, иностранец или лицо без гражданства; юридическое лицо - организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (юридическое лицо-нерезидент). Для целей Налогового кодекса компания, организация или другое корпоративное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы.

В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия: 1) встает на регистрационный учет в налоговом органе; 2) ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением; 3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса; 4) составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы и иные формы, установленные Налоговым кодексом, налоговым органам в установленном порядке; 5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и платежам в бюджет в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса.

 Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством Республики Казахстан.

 Согласно статье 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Учетная документация включает в себя: 1) бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон) возложена обязанность по ее ведению; 2) стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; 3) первичные учетные документы - для лиц, указанных в пункте 4 данной статьи; 4) налоговые формы; 5) налоговую учетную политику; 6) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

 Если иное не установлено пунктом 4 статьи 190 Налогового кодекса, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Лица, на которых в соответствии с Законом не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, организуют и ведут налоговый учет в соответствии с главами 23, 24 Налогового кодекса и правилами, утвержденными уполномоченным органом.

Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно и (или) через уполномоченного представителя участников договора о совместной деятельности, ответственного за ведение сводного налогового учета, организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить: 1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода; 2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности; 3) достоверное составление налоговой отчетности; 4) предоставление информации налоговым органам для налогового контроля.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налоговой учетной политикой - документом, утвержденным налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно с учетом требований Налогового кодекса.

Налоговая учетная политика, за исключением налоговой учетной политики налогоплательщика, на которого в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 Таким образом, постоянные учреждения нерезидента в Республике Казахстан рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц и самостоятельно организуют налоговый учет и определяют формы обобщения и систематизации информации в виде налоговых регистров.