Жарияланған күні: 07.07.2016 11:27
Өзгертілген күні: 07.07.2016 11:27

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ

или  о предоставленных гарантиях и упрощениях

государства при легализации имущества

 

13 ноября 2015 года Глава государства подписал Закон по вопросам легализации имущества, который в конструктивном порядке определил новые подходы в процедурах ее осуществления. Принятые поправки в Закон значительно увеличили темп проводимой акции в городе Алматы. Так, по итогам   первого полугодия 2016г., сумма легализованного имущества и денег увеличилась более чем в 720 раз в сравнении с 2015 годом. Из них сумма легализованных денег  составила 575,3 миллиардов тенге, то есть 97,7 процентов от общей суммы легализованного имущества. Данные цифры свидетельствуют о том, что субьекты легализации начали серьезно вникать в сущность проводимой акции и ее преймущества. И не последнюю роль сыгрыло упрощение процедуры легализации и предоставляемые государством гарантии.

Проводимая акция позволяет легализовать имущество (деньги, ценные бумаги, недвижимое имущество, доля в уставном капитале юридического лица,  и т.д) находящееся не только на территории Республики Казахстана, но и за ее пределами, а также имущество, оформленное на другое лицо.

К сожалению,  несмотря на проводимую органами государственных доходов широкую разьяснительную работу, у населения еще остаются вопросы связанные с порядком легализации. По опросам, проводимым  среди населения, можно сделать выводы, что заметной преградой в этом важном деле является незнание и различное толкование положений Закона «Об амнистий граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией имущества».  И пользуясь случаем, хотелось бы  еще раз остановиться на основных и часто задаваемых вопросах, таких как: «Почему необходимо легализовать имущество и какие могут быть последствия для тех лиц, которые не легализовали свое имущество? Какие упрощения предусмотрены при легализации имущества? Какие гарантии дает государство для субьектов легализации?» 

На эти вопросы разумнее ответить словами Главы государства: «Легализация – это последний шанс, потом никаких поблажек не будет. Легализация – это последний акт перед всеобщей декларацией. После завершения данной акции вся информация по зарубежным счетам и по недвижимым имуществам по всему миру будет перепроверяться».

Предупреждение Главы государства не безосновательно. Не все знают, что Республика Казахстан со 2 мая 2011 года является членом Страсбургской Конвенции «Об отмывании, выявлении, изьятии и конфискации доходов от преступной деятельности», которую подписали порядка 90 стран, из них 29, так называемые, «офшорные зоны». В рамках данной Конвенции контролирующим органам не составит труда проверить зарубежные счета и недвижимое имущество, находящееся за рубежом.

Отдельно следует отметить изменения внесенные в некоторые нормативно-правовые акты РК.  Одной из мер ужесточения является внесение изменений и дополнений в ст. 275 КоАП РК «Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой  отчетности».  

Действительно, нынешняя легализация является преддверием к переходу ко всеобщему декларированию, которая начнет поэтапно внедряться с 2017 года. Целью всеобщего декларирования является создание системы эффективного контроля доходов физических лиц  для снижения «теневой» экономики и предупреждения коррупционных проявлений. Всеобщему декларированию подлежат не только госслужащие и совершеннолетние граждане РК, но и  оралманы и лица, имеющие вид на жительство, несовершеннолетние лица – при наличии зарегистрированного на них имущества, иностранцы – при наличи на территории Казахстана имущества или получении доходов из казахстанских источников, подлежащих обложению самостоятельно. На ряду со сведениями о доходах и фактах приобретения или реализации имущества, в декларации о доходах и имуществе будут отражаться сведения о долевом участии в жилищном строительстве, паях в паевых инвестиционных фондах, задолженности других лиц перед вами (дебиторской задоложенности), вашей задолженности перед другими лицами (кредиторской задолженности, в случае превышения суммы 160 МЗП), биологических активах, культурных ценностях, включенных в Государственный реестр культурных ценностей,произведений искусства и антиквариате, драгоценностей и прочего имущества. То есть, многим  гражданам придется отчитываться за каждую заработанную и потраченную тенге. Также подлежат отражению: расходы на приобретение недвижимости, транспорта, ценных бумаг, доли участия, инвестиционного золота, производных финансовых инструментов.

По проведенному анализу, в данной акции малую активность проявляют  в основном представители строительных организации, общепита, шоу бизнеса, а также отдельные “челноки”, торгующие на базаре. Не для кого не секрет, что многие представители данных сфер отмывают свои доходы путем ведения двойной бухгалтерии и созданием подставных фирм, а работники  получают зарплату в «конвертах» без уплаты налогов. Такие факты регулярно выявляются органами госдоходов при проведении  ревизии и хронометражных обследовании. К сожалению, такие лица часто забывают, что они не смогут в будущем доказать легальность происхождения своих особняков, и дорогих автомашин, на которых каждый день передвигаются. И не раз налоговые проверки обнаруживали, что законная зароботная плата даже не покрывает прожиточный минимум владельцев такой роскоши. Это, в свою очередь, наводит на вполне логичные вопросы: «Откуда? Где? Когда?» И только при столкновении с такими  проблемами предстанет закономерный вопрос: «Есть ли выход?». Но тогда уже будет поздно. Вопросы  будут задавать другие. Конечно, выход всегда найдется, если меры предосторожности были предприняты заранее в рамках закона. И одна из таких мер -  знать  свои права и гарантии, предоставленные настоящим Законом, а также своевременно  воспользоваться преимуществом проводимой акции. Потому что до завершения срока легализации осталось меньше половины года. Поэтому всем гражданам страны предоставляется уникальная возможность воспользоваться преимуществом легализации, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов при переходе ко всеобщему декларированию.

Необходимо отметить, что когда речь идет об упрощении легализации, многих граждан интересуют вопросы об уплате 10-процентного сбора.  Некоторые из них, дос сих пор думают, что при легализации имущества во всех случаях предусмотрена  уплата 10-процентного сбора.  Но, это не так!

Поэтому, предлагаю детально остановиться на вопросе уплаты 10-процентного сбора.

Первое, что хотелось бы отметить - уплата 10-процентного сбора производится при легализации  денег без перевода на текущий счет в банках второго уровня РК или Национального оператора почты. То есть, в случае если финансовые средства находятся за рубежом или в наличном обороте, и лицо намерено не переводить (размещать) их на банковские счета в РК, то легализация производится в декларативной форме, с представлением специальной декларации в органы государственных доходов по месту жительства, с уплатой 10-процентного сбора.  Также сбор уплачивается со стоимости имущества, находящегося за рубежом, в том числе оформленного на другое лицо. Это недвижимое имущество, ценные бумаги и доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц. Здесь надо особо отметить, что стоимость недвижимого имущества определяется субьектом легализации самостоятельно.

Второе, 10-процентный сбор не уплачивается, если показать деньги через банковские счета в банках второго  уровня или у Национального оператора почты. В обоих случаях субьекты легализации вправе распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению (купить недвижимость, вложить в бизнес, и т.д.).

Также, законом предусмотрена возможность легализации имущества, находящегося за пределами  и на территории РК, в том числе оформленного на другое лицо (статьи 9 и 10).

Ни для кого не секрет, что среди представителей бизнеса и госслужащих много случаев регистрации недвижимого имущества на ненадлежащее лицо: родственника, друга и т.д., нередки случаи, когда такие доверенные лица оказываются не порядочными. Были случаи заложения имущества в банк или случаи банального присвоения имущества, и дело превращалось в совершенно другую неприятную историю. Понятно, что настоящий хозяин юридически никак не защищен в подобных ситуациях. Поэтому, хочется еще раз подчеркнуть выгоду от предоставленной возможности легализовать имущество оформленное на ненадлежащее лицо. Кроме того, в настоящее время очень много недвижимого  имущества,  оформленного на имя пенсионеров и безработных, но фактическими хозяевами которых являются совершенно другие лица. И когда начнется эра всеобщего декларирования, у  таких подставных лиц уже не будет шансов  доказать легальность приобретения данного недвижимого имущества.

 «Какие гарантии дает государство для субьектов легализации? Возникнут ли правовых последствий в будущем?». Оснований, чтобы бояться не существует.

Законом от 13 ноября 2015 года приняты поправки в восемь  законодательных акта Республики Казахстан (Гражданский кодекс, КоАП, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Закон «О борьбе с коррупцией» и т.д.) обеспечивающие гарантии субьектам легализации. Например, согласно ст. 5 Закона о легализации, субьекты легализации освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Факт легализации имущества, а также сведения, содержашиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества в соответствии с настоящим Законом, не могут быть использованы в рамках уголовного дела, дела об административном правонарушении и дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субьекта легализации в совершении правонарушений. Далее, согласно требованиям п.5 пп.2  ст.48 («Конфискация имущества») Уголовного кодекса Республики Казахстан, легализованное имущество не может быть конфисковано. Кроме этого, сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения легализации, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой законом тайной. За распространения  информации  предусмотрена уголовная ответственность по ст. 223 УК РК «Незаконное получение и разглашение сведений составляющих коммерческую, банковскую тайну, а также информации, связанной с легализацией имущества» (до двух лет лишения свободы).

 Как видно, все внесенные изменения и дополнения в законодательные акты РК направлены на зашиту интересов субьектов легализации. Таким образом, субьекты легализации надежно защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных  и других государственных органов. Также в п.1 ст.15  Закона о легализации указано, что нарушение государственными органами, организациями и их должностными лицами и работниками требований и гарантий, установленных настоящим Законом, влечет их ответственность, установленную законами Республики Казахстан.  Например, такие изменения внесены в некоторые статьи Главы 15 Уголовного кодекса РК. В данной главе («Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления») внесены существенные изменения и дополнения в следующие статьи: 361 (п. 4, пп. 2. «Злоупотребление должностными полномочиями»), 362 (п 4, пп. 4, «Превышение власти или должностных полномочий») и 365 (п.3 пп. 4, «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»).  В вышеуказанных  статьях за совершение коррупционных преступлений со стороны должностных лиц правоохранительных и других органов в отношении субьектов легализации, в связи с легализацией имущества, предусмотрено наказание не  только в виде лишения свободы, но и конфискации имущества и пожизненного лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ко всему прочему, процедура легализации будет проходить  строго в конфедициальном режиме. Прием документов осуществляеться  в отдельно выделенных помещениях.  При приеме документов доступ к таким помещениям посторонним лицам строго запрещается.  А назначенное лицо, ответственное за прием документов в органах государственных доходов,  не имеет право задавать лишние вопросы по происхождению легализуемого имущества.

Кроме того, предусмотрена налоговая амнистия, которая распространяется на доходы и имущества, полученные до 1 сентября 2014 года и легализованы. То есть, прекращается налоговое обьязательство по представлению декларации и уплате ИПН по доходам, который является источником формирования легализованных денег, имущества,  а также к доходам от использования имущества до его легализации.

  Пользуясь возможностью, было бы не лишним остановиться на том, что настоящим Законом дополнительно предусмотрена возможность легализации недвижимого имущества, находящегося на территории страны и не оформленные в соответствии с законодательством РК (ст. 7).  Вопросы легализации подобного недвижимого имущества входит в компетенцию специальных комиссий, созданных при районных акиматах. Легализация  данного недвижимого имущества возможна только в случае его расположения на земельном участке, являющегося собственностью заявителя при его соответствии по целевому назначению, строительным нормам и стандартам.Также закон освобождает субьектов легализации за совершение административных правонарушений, указанных  в статьях 319 «Незаконное строительство», 323 «Эксплуатация обьектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию» КоАП РК. Соответственно, использование земельных участков собственниками с нарушением правил застройки и эксплуатации не является препятствием для легализации недвижимого имущества. При этом сборы за легализацию настоящим Законом не предусмотрены. Оплата необходима только за изготовление техпаспорта обьекта недвижимости и заключение аттестованного эпсперта на соответствие обьекта строительным нормам и правилам.

Таким образом, настоящий Закон о легализации имущества можно назвать самым гуманным  законодательным актом в начале 21 века. И будет ли в ближайщем будущем аналогичный нормативно-правовой акт реабилитирующего характера – пока не известно. И поэтому акция по легализации имущества дает большой шанс выйти из тени и в дальнейшем законно получать доходы от легализованного имущества.

 

Бекен Нурахметов,

руководитель отдела управления разьяснительной

работы департамента государственных доходов по

городу Алматы.